Мир религий

"Сердца людей открыты тем, кто помыслами чист. "
 Омар Хайям    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31








   

Витебск Марка Шагала: религиозные мотивы в творчестве художника 

Михаил Рощин

В декабре 2008 г. я случайно нашел в русском интернете интересные фотографии Владимира Базана, фотографа и журналиста из Витебска (Беларусь). Я ему написал, и выяснилось, что Владимир к этому времени переехал в Париж, где мне также доводится бывать время от времени. Мы встретились, и я узнал его печальную историю. С 1989-го по 2008 гг. он издавал единственную в городе независимую газету "Витебский курьер" и был ее редактором. Находясь под сильным прессом белорусских властей, Базан был вынужден бросить все и бежать из Беларуси.

Сидя на скамейке парижской набережной на Сене, мы листали его фотографии, некоторые из которых получали призы, как в самой Беларуси, так и в бывшем Советском Союзе, смотрели старые номера "Витебского курьера". Один из номеров был посвящен художнику Марку Шагалу (1887-1985), пожалуй, самому известному обитателю Витебска.

Художник родился 6 июля 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно в 40 км к западу от Витебска. Лиозно особо почитается среди хасидов, так как там в 1745 г. родился рабби Шнеур Залман Борухович, основатель хасидского движения Хабад.

С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. В Витебске же он познакомился со своей будущей женой - Беллой Розенфельд, происходившей из семьи состоятельных ювелиров. В 1906 г. Шагал начал учиться в художественной школе Юрия Пэна (1854-1937), видного деятеля еврейского художественного ренессанса в России начала 20-го века.

Вскоре Шагал переехал в Петербург и два года занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, возглавлявшейся Николаем Рерихом (1874-1947), известным художником, путешественником и религиозным мыслителем.

В 1914 г. молодой художник возвращается в Витебск. 25 июля 1915 состоялась свадьба Шагала с Беллой. Впоследствии у них выросла дочь Ида, ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.

В сентябре 1915 Шагал уезжает в Петербург и поступает на работу в Военно-промышленный комитет. В 1916 вступает в Еврейское общество поощрения художеств, а в 1917 с семьей возвращается в Витебск. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. В 1920 Шагал уезжает в Москву и устраивается работать в Еврейский камерный театр, а в 1922 навсегда покидает Советский Союз. Несмотря на это, духовная связь художника с еврейским миром Витебска не прерывалась. Он сам позднее писал об этом так: "Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником". В юном возрасте Шагал посещал хедер (начальную еврейскую религиозную школу). Именно в хедере у него пробудился интерес к Библии (Торе). Впоследствии библейская тема заняла значимое место в творчестве художника. От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике. Национальный темперамент нашел выражение в особенностях его образного строя: художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на языке идиш и воплощении образов еврейского фольклора.

Как рассказал мне Владимир Базан, сегодня в Витебске есть музей Марка Шагала, который курирует внучка художника Мерет Мейер.

В анналы мирового искусствознания Шагал вошел с устойчивым определением "мифотворец". Считается, что миф о Витебске - это один из самых устойчивых образов его творчества. Однако, по мнению знатока Шагала Людмилы Хмельницкой, анализ его творческого метаязыка свидетельствует: "Шагал рисовал натуру и только натуру. Архитектурный пейзаж "Влюбленных над городом" - яркое тому доказательство".

Дотошность, с которой художник выписывал "вид из окна" своего дома, могла бы сослужить пользу современным реставраторам. "Моя мастерская помещалась в нашем же дворе. Комнату заливал густо-синий свет из единственного окна. Он шел издалека: с холма, на котором стояла церковь. Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах", - писал Шагал в своей автобиографии.

В начале XX века евреи составляли примерно 52% населения Витебска. Впоследствии многое изменилось: значительная часть витебских евреев погибла в годы Второй мировой войны, а те, кто выжил в то тяжелое время, и их потомки к настоящему времени, в основном, покинули Беларусь. Сегодня в Витебске действует одна ортодоксальная синагога. В городе работает Витебское общество любителей еврейской культуры, девять других еврейских общественных организаций, включая религиозную общину прогрессивного иудаизма. Память о Марке Шагале и Витебске его времени по-прежнему жива в родном городе художника, и я бы даже сказал, переживает второе рождение.

 

 


 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100