Мир религий

"Это есть смысл нашего пребывания на земле: мыслить, и искать, и вслушиваться в дальние исчезнувшие звуки, так как за ними лежит наша истинная родина. "
 Герман Гессе    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31






   

Религия на Тайване 

Валентин Лю

От редакции. Недавно в Московском издательстве "Муравей" вышла книга Валентина Лю "Тайванское радио спросили...". Автор много лет проработал в русской редакции Международного радио Тайваня, общался со слушателями, отвечал на их вопросы. Из ответов, рассказывающих о самых разных сторонах жизни населения далекого острова, и родилась книга. Один из ее разделов посвящен религии на Тайване. С любезного разрешения автора "Мир религий" публикует очерки из этого раздела.


1. Какую роль играют религии, и какие религии наиболее распространены на Тайване?
2. Какое место занимает христианство в религиозной жизни Тайваня?
3. Какое место занимают в жизни Тайваня ислам и мусульмане?
4. Насколько популярны на Тайване народные религии и локальные ульты?
5. Правда ли, что многие жители Тайваня очень суеверны?
6. Что представляет собой действующий на Тайване Музей мировых религий?


1. Какую роль играют религии, и какие религии наиболее распространены на Тайване?

Статья 13 Конституции Китайской республики (КР) гарантирует свободу вероисповедания всем жителям Тайваня. В ежегодном докладе Госдепартамента США о ситуации со свободой религий в странах мира, от 7 октября 2002 г., признается, что жители Тайваня обладают полной религиозной свободой в юридическом, практическом и общесоциальном отношении.

По данным МВД КР, к 2001 г. на Тайване имелось 19 легальных конфессий, включая буддизм, христианство, ислам, с различными ветвями этих религий, а также даосизм, конфуцианство, игуаньдао, сюаньюань цзяо и другие религии. Общее число верующих на Тайване составляло в 2001 г. 12,96 млн. чел., включая 4,5 млн. даосистов, 5,5 млн. буддистов, и около 1 млн. протестантов и католиков, для которых действовало 23 146 храмов и церквей.

Политеистичное и синкретичное тайваньское общество отличается преобладанием даосизма, буддизма и культа предков. Вместе с тем, эти верования никогда не исключали присутствия прочих местных и иноземных религий. Более того, местная богиня моря Мацзу, богиня милосердия Гуаньинь нередко соседствуют под крышей одного храма. Такое соседство отражает эклектичность и размытость верований тайваньцев, которые прагматично молятся всем богам, не придавая значения различиям религиозных доктрин. Почти в каждом тайваньском доме имеется алтарь с именами предков, а в каждой деревне и городском квартале имеется храм местному покровителю, Богу Земли.

Религиозные общины на Тайване ведут активную общественно-полезную деятельность. К июню 2001 г. они содержали 51 больницу и 50 клиник, 29 домов престарелых, 31 центр помощи умственно отсталым, 11 центров помощи инвалидам, 3 реабилитационных центра, 17 детских домов и 36 приютов. Они также основали 389 детских садов, 11 начальных школ, 48 средних школ высшей ступени, 6 колледжей, 13 университетов, 90 монастырей и семинарий, 163 библиотеки, 87 издательств и 644 периодических изданий.

Религиозные группы оказывают широкую благотворительную помощь жертвам стихийных бедствий и техногенных катастроф на Тайване и по всему миру. Ярким примером стала помощь в восстановлении после землетрясения 21 сентября 1999 г. на Тайване, а также помощь жертвам войны в Афганистане и Ираке. Буддийский благотворительный фонд милосердия "Цзы Цзи" известен во всем мире, а двое буддийских наставников из Тайваня (Шэнь Янь и Синь Дао) были приглашены к участию в "Тысячелетнем саммите мировых религиозных лидеров за мир во всем мире", созванном ООН августе 2000 г.

В 1999 г. учеными острова была основана "Тайваньская ассоциация религиозных исследований". В 2000 г. при МВД КР основан Консультативный комитет по делам религий, включающий представителей всех основных конфессий острова. В 2001 г. правительство выдвинуло "Законопроект о религиозных организациях", который пока еще ждет утверждения в парламенте. С июля 2000 г. тайваньским призывникам, из числа верующих пацифистов, позволено заменять обязательную 22-месячную воинскую службу 33-месячной альтернативной службой.


2. Какое место занимает христианство в религиозной жизни Тайваня?

По данным МВД Китайской республики (КР), к июню 2001 г. общее число христиан всех ветвей на Тайване составляло около 1 млн. чел. Первыми христианами на Тайване были католики. Католичество было завезено на Тайвань испанцами. Они появились на севере острова в 1626 г., прожив там всего 16 лет. Испанских солдат и поселенцев сопровождал католический священник, отец Мартинес, и еще 4 миссионера-доминиканца с Филиппин. За время пребывания на севере острова, они обратили в свою веру около 4000 аборигенов. В 1642 г. испанцы были навсегда изгнаны с острова голландцами, а дальнейшая судьба крещеных ими аборигенов неизвестна. В 1662 г. голландцы были изгнаны китайским генералом Чжен Чэн-гуном (Косинга), и проповедь христианства на Тайване прервалась почти на 100 лет. В 1859 г. миссионеры Фернандо Зайнц и Ангель Бофурул прибыли в Гаосюн с Филиппин и основали церковь Святой Розы. Эта первая католическая церковь в Гаосюне существует до сих пор.

До японской оккупации (1895-1945), на Тайване было 97 протестантских церквей, 4854 верующих, 13 иностранных миссий и около 90 миссионеров. Несмотря на ограничения со стороны японцев, к 1945 г. на Тайване было уже 238 протестантских церквей и около 60000 верующих. В годы японской оккупации, католичество распространялось на Тайване слабо. К 1945 г. на острове было от 8000 до 10000 католиков, 52 церкви и миссии, и 20 миссионеров.

Новый этап распространения христианства на Тайване наступил после 1945 г. и эвакуации туда в 1949 г. правительства КР. Церкви самых разных деноминаций наводнили Тайвань. Только с 1945 по 1955 гг. число деноминаций возросло с 3 до 40. С 1953 по 1969 гг. число католиков на Тайване возросло с 27000 до 306000 чел. (Этому помогло переселение многих католиков с китайского материка, бедность и массовая "католизация" местного населения). К июню 2001 г. на Тайване имелось 1135 католических церквей, 677 церковных служащих, 664 иностранных миссионеров и около 298 000 верующих. 18 января 1998 г. тайваньский епископ Поль Шань был возведен, указом Папы Римского, в сан кардинала. Шань стал первым кардиналом тайваньского происхождения и всего пятым китайским кардиналом в истории Римского католичества. Ватикан - единственное европейское государство, имеющее официальные дипломатические отношения с Тайванем. Тайваньские протестантские церкви тоже испытали быстрый рост с 1950 г. по 1964 г. Но затем они вступили в период временного застоя и сокращения. К июню 2001 г. число протестантов на Тайване достигло 605 000 чел., при наличии 3609 церквей, 2566 местных и 1087 иностранных служителей.

Наряду с евангелическими деяниями, тайваньские христиане вносят важный вклад в общественно-полезную деятельность. К июню 2001 г. на Тайване имелись 2 католических университета, семинария, колледж, 10 начальных и 36 средних школ старшей ступени, 202 детских садов, 4 детдома для сирот, 14 домов престарелых, 26 центров для умственно отсталых, 5 центров помощи инвалидам, 1 миссионерский институт, 11 больниц и 11 клиник. Кроме того, тайваньские католики имеют 9 издательств, десятки библиотек, свои радио и телестудии. Не менее впечатляюще выглядит и система социальных институтов под патронажем протестантов. К 2001 г. они имели на Тайване 6 университетов, колледж, 29 семинарий, 1 начальную и 8 средних школ старшей ступени, 46 детских садов, 4 приюта, 7 детдомов для сирот, 3 дома престарелых, 3 реабилитационных центра, 4 центра для умственно отсталых, 6 центров помощи инвалидам, 14 больниц, 2 клиники и 1 евангелический институт.

Помимо основных христианских церквей, на Тайване действует много популярных независимых церквей, таких как Церковь Истинного Иисуса, Мандаринская церковь, Церковь Лин Лян, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны, с 1956), Свидетели Иеговы (с 1950), Общество Святого Духа за объединение мирового христианства (с 1971) и др.

Наконец, несколько лет назад, на Тайване появилась и небольшая православная община, кормлением которой ведает греческий архимандрит Иона Мудрос. Большая часть его прихожан - это проживающие на Тайване выходцы из бывшего СССР.


3. Какое место занимают в жизни Тайваня ислам и мусульмане?

К июню 2001 г. на Тайване проживало около 53000 мусульман, из числа граждан Китайской республики (КР). К услугам местных и иностранных мусульман на Тайване имеется 6 мечетей, 34 муллы, 5 библиотек, 1 издательство и 10 периодических изданий.

Сведений о появлении на острове первых мусульман почти не сохранилось, хотя известно, что мусульманские купцы имели торговые связи с Тайванем. Примерно 20000 мусульман эвакуировались на Тайвань в 1949 г., вслед за правительством КР. Большую часть из них составляли, солдаты, государственные служащие и работники сектора питания. Эти мусульмане создали на Тайване две официальные организации: Ассоциацию китайских мусульман и Молодежную лигу китайских мусульман.

Различия в обычаях, образе жизни, питании и религиозной практике обусловили сравнительную изолированность мусульман от основной части тайваньского общества в 50-х гг. Но в 60-х гг., из-за объективных нужд и стремления сохранить общину, мусульмане стали расширять контакты с обществом в целом. За минувшие полвека, первое поколение переселившихся на Тайвань мусульман уже исчезло. Второе и третье поколения мусульман были обращены в эту религию уже на самом Тайване.

В 1980-х гг., на Тайвань, в поисках лучшей жизни, переселились тысячи мусульман из Индокитая. В основном, это были потомки солдат гоминьдановской армии, бежавшие в Мьянму (Бирму) и северный Тайланд, после того, как китайские коммунисты захватили, в ходе гражданской войны, южную провинцию Юньнань. Три из шести тайваньских мечетей возглавляются сегодня имамами из Индокитая. Три мечети арабского типа были построены в Гаосюне, Тайчжуне и Лугане в 80-х годах, для нужд местных мусульман. Кроме того, на деньги мусульман Гаосюна и Тайнани, в городе Тайнань было построено четырехэтажное жилое здание. Это здание тоже используется для молений.

Самая крупная мечеть - Большая Тайбэйская мечеть находится в Тайбэе. Она была построена в 50-х гг. 20 в. на пожертвования мусульман Ближнего Востока. Но в конце 90-х гг. мечеть несколько раз находилась на грани сноса, из-за споров о земельном участке. К счастью, здание Большой мечети было спасено после того, как мэрия Тайбэя признала его в 1999 г. охраняемым памятником архитектуры и религиозного наследия.

Уже полвека, Ассоциация китайских мусульман посылает учеников за рубеж, для получения официального исламского образования. Одновременно, местная община проводит по выходным дням занятия для молодых мусульман.

Как и все прочие единоверцы, тайваньские мусульмане соблюдают пять основных обычаев, включая ежедневные молитвы и паломничество в Мекку. 17 февраля 2001 г. группа из 24 тайваньских мусульман совершила свой первый хадж в Мекку. В 2001 г. для путешествующих мусульман были открыты молельные комнаты в международных аэропортах Гаосюна и Тайбэя. В последние годы число мусульман на Тайване почти удвоилось за счет рабочих-контрактников из Индонезии и бизнесменов из стран мусульманского мира.


4. Насколько популярны на Тайване народные религии и локальные культы?

Народные религии - это верования, тесно сплетенные с другими религиями и светскими институтами, но лишенные организованной традиции, доктрины, ритуалов и иерархии. В 17-18 вв., когда Тайвань был далекой окраиной, народные религии играли ключевую роль в жизни переселенцев, которые смешивали и адаптировали традиционные религиозные верования к своей новой жизни, и нередко придумывали новых богов и ритуалы, казавшиеся главными для их выживания.

Народные религии часто путают с даосизмом и буддизмом, которые тоже имеют широкий пантеон богов и обещают верующим помощь и спасение. Но народные религии имеют и своих богов, вроде воплощающего справедливость Бога Неба (тянь гун). Почти каждая местная община на Тайване имеет храм или кумирню в честь Бога Земли (туди гун). А многие семьи почитают Бога Дома (дицзи гун) и Бога Очага (цзао шень). Система локальных культов имеет и свой календарный ритм, в виде празднования дней рождений божеств. При этом божества, рожденные или почитаемые весной и осенью, считаются милостивыми и доброжелательными. А рожденные в знойные летние месяцы - норовисты и устрашают людей своей вспыльчивостью и сумрачностью.

Ежемесячно, мелкие торговцы выставляют у дверей заведений столики с жертвенной снедью и жгут бумажные деньги, чтобы задобрить и получить помощь всех местных духов. Наиболее популярна покровительница моряков, Богиня моря Мацзу. Культ Мацзу возник в китайской провинции Фуцзянь. В 1987 г. тайваньские почитатели этой богини отметили паломничеством вокруг всего острова тысячелетие с момента ее восхождения на небо. В центральном Тайване ежегодные шествия в честь дня рождения Мацзу (23 день 4 лунного месяца) растягиваются на 8 дней и сотни километров пути по городам и уездам острова. Эти помпезные торжества привлекают миллионы людей, включая самых известных политиков.

23 июля 2002 г. особо чтимый идол Мацзу из храма Тяньхоу, на островах Пэнху, был доставлен, в сопровождении сотен людей, в уезд Цюаньчжоу, провинции Фуцзянь, откуда она якобы прибыла 410 лет назад. Подготовка и получение согласия властей на этот пилигримаж заняли целых два года. Хотя в прошлом Мацзу из Пэнху уже не раз вывозилась в Цюаньчжоу, 2002 г. ознаменовал первый прямой переезд этого идола через Тайваньский пролив.

Прототипами ряда местных божеств были живые люди, ставшие таковыми благодаря своим подвигам, либо, напротив, неблаговидным деяниям. К ним относятся Гуань-ди (Гуаньюй, полководец времен Троецарствия), китайский генерал Чжен Чэн-гун (Косинга, изгнавший в 17 в. с острова голландцев), и знаменитый китайский лекарь Хуа То. Божество Ван Е считается посланцем небес, оберегающим людей от злых духов и эпидемий. Говорят, на Тайване имеется около 360 локальных Ван Е, которым молятся группами по 3-5 человек. Способы их почитания зависят от местности и времени года.

В целом, локальные культы слишком узки и аморфны, чтобы приобретать статус национальной религии. Многие традиционные культы уже давно исчезли. Вместе с тем, они до сих пор играют важную роль в коммунальной организации жителей Тайваня, а самые популярные из них обрели всеобщую известность, стали приобретать национальный характер и превратились в консолидирующий фактор этнического самосознания. Примером может служить культ Мацзу, по сути, символизирующий как единство тайваньцев, так и их историческую связь с родиной в материковом Китае. Культ бога Гуань-ди, как символа богатства и воинской доблести, питал националистические чувства китайцев Тайваня в годы японского господства. А после второй мировой войны он снискал широкую популярность среди тайваньской буржуазии.


5. Правда ли, что многие жители Тайваня очень суеверны?

Правда. Как известно, в богов и духов верят больше половины жителей Тайваня. При этом даже адепты мировых религий считаются с традиционными суевериями. Например, многие из них полагают, что человек, который хочет стать президентом страны, должен иметь на это "мандат Неба".

В целом, приметы и суеверия пронизывают все слои тайваньского общества. А предсказания судьбы при помощи гадания, поклонение предкам, фатализм, применение счастливых амулетов и геомантия распространены на Тайване намного шире, чем, например, в материковом Китае. Прежде чем принять какие-то важные решения, миллионы людей навещают предсказателей судьбы. Ведь прорицания дают людям дополнительное ощущение безопасности в тех случаях, когда они не уверены в решении своих проблем.

Судя по социологическим опросам, около 64 % современных хорошо образованных тайваньских женщин в возрасте от 20 до 35 лет регулярно посещают гадальщиков. И эта цифра все время растет. Хотя многие тайваньцы не разделяют сегодня традиционные суеверия, они все же склонны к обсуждению своих личных проблем с гадальщиками. Более 80 % участников указанных опросов признавались, что сознательно прибегают к помощи гаданий при выборе благоприятных дат для свадеб, похорон, открытия бизнеса, покупки и продажи квартир, сдачи экзаменов и даже визитов к врачу. Около 70 % говорят, что верят в судьбу, а 55 % разделяют народное поверье о том, что долги прошлой жизни приводят к неудачному супружеству в жизни настоящей. Двери квартир, витрины магазинов и салоны автомашин тайваньцев, как правило, украшены благопожелательными надписями, изображениями богов и прочими оберегами. Без участия геомантов не обходится строительство ни одного крупного здания на острове. Стремление избавиться от неблагоприятной кармы приводит даже к тому, что многие тайваньцы меняют свои собственные имена, если решают, что это может сделать их более счастливыми. Один известный на острове гадальщик поведал прессе о том, что однажды выбрал новые имена для целой семьи из 5 человек, во главе с бабушкой. К счастью, выбор оказался удачным. Впрочем, по закону, жители Тайваня имеют право на двухразовую смену своего официального имени. Иначе говоря, если новое имя оказалось несчастливым, его владелец может испытать судьбу еще один раз. Или хотя бы вернуть свое старое имя.

Повышенной суеверности жителей Тайваня способствует традиционная эклектичность их религиозных взглядов. Но в последние годы популярности оккультных практик способствовало также ухудшение общественного порядка и экономической ситуации на Тайване. Для некоторых людей вера в спасение при помощи сверхъестественных сил оборачивается обманом и разочарованием. Распространение "религиозного хаоса" привело в последние годы к тому, что лидеры ряда экстремистских культов и сект не раз становились объектами громких скандалов, и даже предавались суду за обман последователей и вымогательство крупных денег, в обмен на обещания о чудотворном "спасении".


6. Что представляет собой действующий на Тайване Музей мировых религий?

9 ноября 2001 г. на Тайване произошло важное событие международного значения. Строившийся 10 лет уникальный по замыслу и исполнению Музей мировых религий (ММР), стоимостью в 66 млн. дол. США и площадью в 8000 кв. м, открыл свои двери в пригороде города Тайбэя. Для открытия музея на Тайвань прибыли около 180 почетных гостей из 34 стран мира, в том числе из России и Молдовы. В числе почетных гостей, в церемонии открытия музея приняли участие президент Чень Шуй-бянь и лидер Гоминьдана Лянь Чжань.

Выступая на открытии ММР, его основатель, буддийский наставник Синь Дао сообщил, что этот музей служит олицетворением общемировых ценностей и воплощением идеалов духовной цивилизации и единого мирового дома. Президент Чень Шуй-бянь отметил в своем выступлении, что открытие ММР - великое событие для религиозного мира, и что этот музей принес Тайваню новый взгляд на мир. Чень призвал тех сограждан, кто испытывает духовное одиночество, обрести духовное пристанище в стенах ММР.

Одновременно с открытием ММР состоялось первое заседание Мировой комиссии по охране религиозных святынь и памятников (МКОРСП). Основанная в 2001 г., после того, как мировая общественность не смогла помешать варварскому уничтожению тысячелетних статуй Будды в афганском местечке Бамиян, (МКОРСП) рассчитывает на тесное сотрудничество с ЮНЕСКО и Фондом мировых памятников культуры. И ММР, и МКОРСП стали детищами тайваньской буддийской общины, основанной много лет назад на горе Линцзюшань, у северо-восточных берегов Тайваня. Началом для ММР послужила небольшая коллекция атрибутов буддизма и народных религий Тайваня. Сегодня в музее хранятся ценные экспонаты, представляющие 10 крупнейших религий мира.

Выставочное пространство ММР включает постоянные и временные экспозиции, а также помещения для молитв. Его концептуальное устройство посвящено роли религий в различные периоды жизни человека, связанные с рождением, свадьбой, смертью и т. д. В ММР можно увидеть и то, как человеческое общество фиксирует течение времени, отмечая новый год, наступление весны или сбор урожая, при помощи особых религиозных церемоний.

Открытие ММР свидетельствует о том, на Тайване существует терпимость ко всем религиям. Он призван преодолевать границы между народами, расами, культурами и религиями, помочь тайваньскому обществу понять себя и осознать, что мир возможен только при условии понимания религий других людей.

Как гласит буддийская молитва: попытайся вложить океаны бесчисленных миров в одно маленькое семя. Но сделай это без сжимания миров и без увеличения семени. Такой же вызов стоял перед создателями ММР, который больше чем семя, но все же сравнительно мал для того, чтобы представить в нем сразу все существующие в мире религии. Создатели ММР относятся к нему, как к посаженному сегодня семени, которое вырастет и разовьется в живой диалог между религиями всего мира.

 

 


 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100