Мир религий

"Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, - это терпение. "
 Ибсен    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31








   

Взаимоотношения Ирана и Ирака в исторической перспективе 

Михаил Рощин

Тема взаимоотношений Ирана и Ирака это интересная и актуальная тема в наши дни. Книга А.А. Алиева "Иран versus Ирак. История и современность" дает подробное, ретроспективное изложение взаимодействия арабов и персов, прежде всего в рамках исламской цивилизации. Такой подход к рассматриваемой проблеме используется, насколько мне известно, впервые. Книга представляет собой прекрасный компендиум исторических сведений об арабах и персах и является базовой работой в своей области. Она суммирует и подытоживает результаты предыдущих исторических исследований об арабах и персах.

Сам автор видит основную задачу книги в том, чтобы "проанализировать лишь один комплекс вопросов, касающийся зарождения и развития связей между двумя самыми многочисленными народами региона - арабами и персами и современным состоянием взаимоотношений между Ираком и Ираном". По мнению А.А. Алиева, "подобная ретроспекция дает возможность проследить, где и каким образом завязывались тугие узлы региональных проблем, обнаружить истоки противоречий, которые, обретя со временем некую фундаментальность, с регулярным постоянством всплывали на поверхность в конце XX в. и продолжают оставаться камнем преткновения до настоящего времени" (c.7).

Первая часть книги А.А. Алиева посвящена персам и арабам в древности и в составе халифата. В целом, первая часть работы написана очень добротно на основе обширного круга источников и литературы. Особенно я хотел бы выделить те страницы, которые повествуют об истории зарождения ислама и Аббасидах, во время которых происходит, по мнению автора, завершение интеграции персов в мусульманский мир (см., например, с.245-247). А.А. Алиев прав, отмечая, что "до "тех пор пока ислам оставался только религией арабов, завоеванные ими страны и народы не были покорены окончательно. Если говорить об Иране, то началом новой эры, приведшей к объединению персов и арабов на религиозно-культурной основе, можно считать IX в., когда сложился новоперсидский язык, использующий арабскую графику, и литература на нем. Именно это обстоятельство более, чем многое другое, способствовало взаимообогащению культур обоих народов и насыщению ислама многими из древних иранских традиций. Новоперсидская литература стала по духу, как это ни покажется парадоксальным, не только и не столько иранской, сколько мусульманской" (c.285). Арабы в процессе взаимодействия с персами, как пишет автор, тоже многое приобрели: "высокую степень государственности, экономическую мощь и развитую культуру" (c.285).

Говоря о недостатках первой части, отмечу следующее. На стр. 38-й сказано, что "первоначально зороастризм не являлся полностью монотеистической религией". Тем самым автор предполагает, что впоследствии (впрочем, когда это произошло, в книге так и не сказано) зороастризм избавился от своего дуалистического характера. Однако именно в этом, то есть в дуализме, и состоит главная слабость зороастризма по сравнению со строго монотеистичным исламом.

Во второй части книги рассматривается история взаимоотношений Ирана и Ирака вплоть до окончания Ирано-иракской войны 1980-1988 гг. В предисловии ко второй части А.А.Алиев правильно отмечает, что "в Средние века слово "Ирак" вошло в состав двух смежных территорий - Ирак Арабский и Ирак Персидский (араб. - аль-Ирак аль-Араби и аль-Ирак Аджми или Аджам ). Первое использовалось для обозначения земель южной Месопотамии и прилегающих территорий, а второе - для западной части современного Ирана со столичными городами Исфахан и Казвин" (c.371).

В первой главе автор анализирует особенности взаимодействия мусульман и кочевых народов (монголов и тюрок), а также возрождение Ирана во время правления Сефевидов. А.А. Алиев, на мой взгляд, прав, уделяя особое внимание правлению шаха Аббаса I (1587-1629), при котором существенно окрепла властная вертикаль, и "обрели новый политический вес вали, - как правило, наследственные правители пограничных областей" (c.435).

Вторая глава описывает события иранской и иракской истории с начала XVIII - до первой половины XX вв. Глава, по моему мнению, написана содржательно и информативно. Автор дает весьма убедительную и объективную характеристику ирано-российским отношениям того времени (см., напр., с.472-473). Он обращает внимание на то, что отношения между суннитами и шиитами обострились после набега ваххабитов в апреле 1801 или 1802 г. на священный город шиитов Кербелу. Как пишет А.А. Алиев, ваххабиты "дождались момента, когда большинство ее жителей отправилось на паломничество в Эн-Неджеф (другой священный город шиитов - М.Р.), затем вошли в город и приступили к резне и погрому святилища имама аль-Хусейна. Было убито, по разным оценкам, от 2-х до 4-х тыс. жителей города" (c.474).

События первой половины XX в., связанные с Иранской революцией 1905-1911 гг., ходом Первой мировой войны на Ближнем Востоке, установлением английского мандата на Ирак и восшествием на иранский престол 12-го декабря 1925 г. Реза-шаха Пехлеви изложены аргументировано. Автор указывает на то, что "в 1930 г. Великобритания и Ирак подписали договор о союзе между двумя государствами, который фактически легализовал подчиненное положение иракской стороны" (c.498).

Третья глава рассказывает о последующей истории Ирана и Ирака в XX в. и доводит изложение событий до начала Ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Автор умело вскрывает причины, приведшие в обеих странах и замене монархической формы правления на республиканскую. В целом, глава написана добротно, и основная канва событийного и проблемного рядов дана в правильной перспективе: автор показывает очевидные достижения и просчеты "белой революции" в Иране, борьбу баасистов за приход к власти в Ираке, застойный характер конфликта с курдами на севере Ирака и хроническую неспособность Багдада разрешить его. В главе дана краткая биография старожила арабской и мировой политики Саддама Хусейна. А.А. Алиев отмечает, что уже в 1964 г. С. Хусейн возглавил военную организацию партии Баас (с.532). Несколько дальше он сообщает, что "в июле 1979 г. Ахмад Хасан аль-Бакр (президент Ирака в то время - М.Р.) был тихо отстранен от власти, и главенствующее положение в руководстве страной занял Саддам Хусейн" (c.545). Как представляется, это справедливо только в плане официальной историографии, а не реальной стороны дела, так как широко известно, в том числе и мне по опыту длительного проживания в Ираке в середине 1970-х гг., что, еще со времени начала 1970-х гг. официально будучи заместителем А.Х. аль-Бакра, С. Хусейн являлся фактическим руководителем Ирака. Это, разумеется, не помешало С. Хусейну позднее, когда он стал первым лицом в государстве, расправиться со своими противниками в баасистской партии: 21 руководитель Баас был казнен, при этом "все они были обвинены в "бакризме"" (c.545).

В заключительной четвертой главе второй части анализируются причины и обстоятельства, приведшие к началу Ирано-иракской войны, а также подробно рассматриваются ход самой войны и переговорный процесс, направленный на ее прекращение. Автор прав, выявляя целый ряд аспектов, способствовавших началу войны, таких, например, как региональное соперничество и пограничные споры, в частности по вопросу о границе по Шатт-эль-Арабу. А.А. Алиев хорошо показывает, как в 1970-е гг., несмотря на отдельные периоды разрядки, постепенно нарастало напряжение в ирано-иракских отношениях. Начало и ход боевых действий рассмотрены автором подробно и обстоятельно. Потери обеих сторон в ходе боевых действий, хотя различные источники дают разные оценки, исчисляются в сотни тысяч (с.664-665). В конечном итоге, по справедливому суждению А.А. Алиева, "Ирано-иракская война 1980-1988 гг. не выявила победителя. Но завершилась эта кровавая партия не вничью, а патом. Ни одна из проблем, отравлявших отношения двух государств, так и не была разрешена, а обе конфликтующие стороны не смогли добиться поставленных целей" (c.670).

К сожалению, на событиях Ирано-иракской войны автор заканчивает свою книгу. О захвате Ираком Кувейта в начале августа 1990 г. и Войне в Заливе в 1991 г. в работе коротко упомянуто, но об отношениях Ирака и Ирана в последующие 10 лет ничего не сказано. Автор вправе ограничить рамки своей работы, но в таком случае он, вероятно, должен обосновать это в предисловии. На мой взгляд, хотя бы кратко охарактеризовать 1990-е гг. в истории ирано-иракских отношений следовало бы в заключении.

Послесловие книги посвящено исламу и его отношению к вооруженным конфликтам. В целом, оно очень информативно, особенно в плане анализа понятия джихад. А.А. Алиев верно подчеркивает, что "священная война", под которой обычно понимают "джихад", является лишь "малым джихадом", а "великий джихад" или "джихад сердца" cостоит в борьбе с собственными дурными наклонностями (с.677).

Книга в целом представляет большой интерес как для арабистов и иранистов, так и более широко для политологов. Книга содержит многочисленные приложения: тексты межгосударственных договоров, карты, генеалогии, аннотированные указатели. Все это, безусловно, украшает основательно подготовленное издание.

 

 


 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100