Мир религий

"Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. "
 Конфуций    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31






   

"Московская правда": Этическое единство религий: "Все ветви дерева растут из одного корня" 


В наше "цивилизованное" время развился беспрецедентный глобальный конфликт - кризис межнациональных отношений. Мир захлестнула ксенофобия, неприятие чужих. По мнению сенатора Владимира Слуцкера, члена Совета Федерации, заместителя председателя Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации ФС РФ, примирить западно-либеральные и исламские ценности должна: новая российская национальная идея.

Именно многонациональная и многоконфессиональная Россия, которая не принадлежит в чистом виде ни к одному из противоборствующих миров, способна, по мнению Владимира Слуцкера, предложить платформу для примирения всех религий и этносов. Основание для этого - этическое единство религий: "Все ветви дерева растут из одного корня".

В связи с этим - вопросы сенатору.

- Россия - светское государство. Не нарушит ли религиозный базис вашей концепции конституционные права части населения, например атеистов?

- В светском государстве религиозные структуры не должны вмешиваться в политику, проводимую этим государством в экономической, финансовой, силовой и прочих сферах. Однако духовные ценности общества (такова реальность, которую нельзя игнорировать) традиционно опираются на структуру религиозных воззрений. Если же говорить о правах меньшинств: или вы считаете атеистов большей частью населения? Ради интереса я иногда спрашиваю людей, чьи воззрения кажутся мне чрезвычайно прагматичными и циничными, верят ли они в Бога. И чаще всего слышу в ответ: "Я не приверженец хождения в какие-то культовые здания (будь то церковь, мечеть, синагога или буддийский храм), но я чувствую, что есть кто-то наверху, и я верю, что есть некая управляющая сила".

То есть, по мнению большинства современных людей, Бог есть, он един, всесилен, всемогущ, всеведущ, он - везде. Но: Его мнение почему-то никогда не учитывается в системе нашего этического взаимодействия с окружающими. Поэтому современный мир имеет то, что имеет.

Напомню: в Америке, провозглашающей демократические ценности, каждое заседание конгресса начинается с молитвы, лишенной атрибутики конкретной конфессии, а действующий президент США вообще считает себя посланцем Бога.

- Неужели нельзя возродить, скажем, сельское хозяйство страны без пресловутой национальной идеи?

- Для населения России ответ на вопрос "зачем жить?" важнее любых других ответов. Без системы ценностей, без национальной идеи государство не может развиваться.

России необходимо такое национальное самосознание, основанное на платформе этического единства религий, которое позволило бы нам осознать, что конфликт между радикальным исламом и консервативным Западом - это путь в никуда. Потому что "различия", из-за которых они воюют (то есть культурное многообразие при основополагающем единстве), являются тем, что нас сплачивает. Благодаря этому осознанию у каждого россиянина должно возникнуть чувство гордости за то, что именно мы - граждане страны, где это поняли первыми. Мы это поняли и предлагаем к этому нашему пониманию присоединиться.

- Как это осуществить?

- Идеалистический принцип должен насаждаться прагматичными методами государственной пропаганды. То есть нужно создать внутри страны информационное поле достаточной интенсивности. Именно таким должен быть мост, который соединит сегодняшнюю прозу жизни с высокими устремлениями национальной идеи. Свеж исторический пример, когда еще более оторванный от жизни лозунг - об отмене частной собственности - был быстро и прочно доминирован в умах наших сограждан.

- Строили в сущности "рай без Бога"; однако в период застоя все эти лозунги потеряли энергетику. Не получится ли так и с нынешней концепцией?

- У коммунистической идеи не было стержня. Не было высшей управляющей силы. Рай без Бога невозможен по определению. Из-за этого распался Советский Союз. Сейчас мы наблюдаем похожий процесс на территории, которая называется Российская Федерация. И если мы не приложим сил для создания мощного информационного пространства внутри страны, которое убедит наших сограждан принять новую систему ценностей, то нас ждет опять-таки достаточно проблематичное будущее. Это - ответ о пользе и необходимости национальной идеи.

- Вы говорите об этическом единстве религий. Но культурные различия этносов велики. Не они ли порождают конфликты? Скажем, отказ женщин-исламисток фотографироваться на официальные документы без хиджаба; споры о преподавании религиозных дисциплин в школах:

- Вы привели типичный пример, когда религия вмешивается в прерогативы государства. Так как у нас светская страна, то требование национальной безопасности предполагает наличие в документах определенных биометрических данных, просматриваемых на фотографии. И этим требованиям безопасности любая религия и конфессия должны подчиняться. Однако подобных разъяснений (о требованиях безопасности) почему-то нет в инструкциях миграционных или правоохранительных служб.

О религиозных дисциплинах я отвечу вам как частное лицо. Я категорически против того, чтобы в школах делался упор на какое-либо одно религиозное направление. Опасность этого в нашей многоконфессиональной стране очевидна. Можно преподавать в школах историю взаимоотношений человека и Бога, отраженную в мировых религиях. Такой подход не будет настраивать представителей разных религиозных направлений и конфессий друг против друга.

При согласии народов относительно этических принципов их культурные различия становятся культурным многообразием, культурным многоцветием.

- Соотносятся ли законы рыночной экономики с религиозной этикой? Принципы рынка - конкуренция, прибыль; этическая основа всех религий - милосердие. Нет ли здесь противоречия?
- Ни одна религия не запрещает покупать и продавать. Вспомните Ветхий Завет: Авраам купил участок земли для могилы своей жены у представителя другого народа. То есть приобретение в обмен на то, что ты отдаешь, не является грехом с точки зрения религии. Больше того, частная собственность является безусловным постулатом, из которого исходит ряд религиозных этических норм. Хищение собственности однозначно осуждается. Например, в иудаизме прелюбодеяние также рассматривается как хищение собственности.
- Не всем понравится определение жены как собственности. А христиане возразят иудаистам, что с точки зрения их вероучения "трудно богатому войти в Царствие Небесное":
- Если богатство не разделяется с другими, то это действительно так. Ваши слова подтверждают, что нельзя говорить о полном единстве общества. Это то, к чему надо стремиться.
А вот о наложении корректирующих тенденций мы говорить можем и должны уже сегодня. Иначе завтра человечество уничтожит само себя в припадке ксенофобии".


Источник: Московская правда

 

 


 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100