Мир религий

"Не прощай себе, и тогда легко будет простить другим. "
 Талмуд    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Янсенизм 

Религиозно-политическое неортодоксальное католическое течение во Франции и в Голландии в XVII-XVIII вв. Идеология образованных дворянских и буржуазных городских слоев, оппозиционных к официальной Католической Церкви.

Янсенизм, считающийся учением, которое вызвало последний в истории Католической Церкви догматический раскол.

Принципы янсенизма изложил голландский теолог Корнелий Янсений (1585-1638), развивавший учение св. Августина о предопределении. Сначала он был профессором богословия в Лувенском университете (Голландия), а затем стал епископом Юпернским. Еще в Лувене Янсений познакомился с Жаном Дювержье, пригласившим его затем в Байонну, где они занялись изучением трудов св. Августина.

Вернувшись к положениям учения св. Августина о Спасении, Благодати и свободе человеческой воли, Янсений и Дювержье поставили перед собой цель реформировать посттридентскую теологию. Янсений и его последователи связывали свою теологическую систему со строгой морально-религиозной практикой раннего христианства, которой противостояла смыкавшаяся с государством Католическая Церковь эпохи барокко.

В своем труде ?Августин? (изданном французскими друзьями Янсения уже после его смерти) Янсений развязал дискуссию с папой и последовательно защищавшими незыблемость системы тридентских догматов иезуитами. В этой книге он суммировал свои взгляды о Спасении (о грехе и отпущении грехов). Суть их заключалась в том, что спасется только тот, кто предопределен Богм к Спасению, а кто не предопределен, тому не суждено освободиться от греха. Первородный же грех делает человека неспособным к добру. Подлинно свободная воля ? это то, что освобождается от зла и наполняется добром.

Этими взглядами янсенизм частично возрождал элементы средневековых ересей и частично интегрировал в католицизм отдельные положения протестантизма. Освобождение от схоластики (через августинизм), мистическое толкование строго религиозного образа жизни привели к противостоянию янсенизма с папством и с рациональным учением иезуитов.

В 1642 г. папа Урбан VIII официально осудил янсенизм. Однако этим он скорее стимулирвал его к противостоянию, которое длилось целое столетие. На основе учения Янсения во Франции возникло целое движение, в которое включились в одинаковой мере священнослужители, светские ученые и аристократы. Затем папа Иннокентий Х по инициативе иезуитов в своей булле ?Cum occasione? квалифицировал как еретические пять тезисов книги Янсения ?Августин?.

Дискуссия между янсенистами и ортодоксальными католическими богословами обострилась по двум причинам. Одна из них ? это то, что был поставлен под сомнение папский примат: по мнению янсенистов, епископы должны обладать равными с папой правами. Из этого следовало, что они не принимали тезис о безошибочности папского пастырского учреждения. Другая причина состояла в том, что янсенизм вступил в тесный контакт с идеей национального государства. Янсенисты были выразителями идеи рационального управления как государством, так и Церковью. Янсенизм хотел достичь модернизации религии посредством перехода Церкви на более пуританский путь и с помощью государства. Оформлялось это через секуляризацию, в рамках которой могли объединиться национальная Церковь и национальное государство.

Протестантской чертой у янсенистов было и то, что они обращались к нации. Они занялись переводами Священного Писания и богословской литературы и, порвав с барочным стилем, выражались простым и понятным языком. Именно поэтому янсенизм смог стать одной из основ литературы, переживавшей во время правления короля Людовика XIV пору своего расцвета. Но в итоге янсенизм так и не смог найти общую платформу ни с королем, ни с галликанством (движением французского католического духовенства за независимость Церкви Франции от Рима) , потому что целью абсолютного монарха была не модернизация религии и Церкви, а только их подчинение своей власти.

Центром янсенизма стал расположенный вблизи Парижа аристократический и богатый цистерцианский женский монастырь Порт-Рояль. Связи его настоятельницы Анжелики Арно простирались от Сорбонны до королевского двора. Старший брат настоятельницы, Антуан Арно, был профессором богословия в Сорбонне. К ним присоединились такие выдающиеся мыслители и писатели, как Паскаль и Расин. Знаменитые "Провинциальные письма" Паскаля (1656), написанные в Порт-Рояле, содержат в себе резкую критику современного ему общества с позиций антиклерикализма. Начиная с эпохи Просвещения и вплоть до наших дней литература, направленная против иезуитов, черпает аргументы именно из этого источника.

Как религиозное движение янсенизм утратил свое значение к середине 18 в., а в Голландии его последователи отделились от Католической Церкви и создали самостоятельную общину.

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100