Мир религий

"Сердца людей открыты тем, кто помыслами чист. "
 Омар Хайям    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Халиф 

(араб. халифа ? преемник, заместитель) ? глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха, Пророка Мухаммеда.

Первым халифом являлся Абу Бекр (годы правления ? 632-634); второго халифа, Омара (634-644), сначала называли "халифом халифа посланника Аллаха", но затем это громоздкое обращение было заменено первоначальной формой или титулом "повелитель верующих" (амир аль-муминин).

Первые четыре халифа из числа ближайших сподвижников Пророка (Абу Бекр, Омар, Осман и Али) получили в мусульманской (суннитской) историографии название "праведных халифов". При этом шииты считают первых трех халифов "узурпаторами", лишившими власти единственного законного и праведного халифа ? Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммеда.

В глазах ранних мусульман халиф не был носителем божественного Откровения, а лишь "повелителем верующих", призванным заботиться о соблюдении установлений Корана и заветов Пророка. Первой попыткой превращение власти халифа в наследственную было признание шиитами преемником Али его сына Хасана. Воцарение Муавии, первого халифа из династии Омейядов, с точки зрения большинства общины, не было узурпацией власти халифа, т.к. оно эту власть признало. Новшеством явилась присяга наследнику при жизни Муавии, но утверждение принципа наследственности халифской власти не означало изменения ее характера.

Последние Омейяды стали называть себя на "халифами посланника Аллаха", а "халифами Аллаха", порвав тем самым с прежними демократическими представлениями о власти халифа, олицетворяющей волю общины. Тем временем в среде шиитской оппозиции рождается представление о халифе-имаме, наделенном Аллахом особым "знанием", которым отмечен род Мухаммеда, продолжающийся через Али и его потомков.

Несмотря на противоречия между различными течениями шиизма и между суннитами и шиитами, большинство мусульман признавало, что халифом может быть только человек из рода Хашимитов (к которому принадлежал Пророк). Этим обосновывали свою легитимность халифы из династии Аббасидов, правившие с середины VIII в. до завоевания Багдада монголами в 1258 г. Несмотря на родство с Пророком, власть Аббасидов не была теократической. За ними не признавалась способность контакта с Богом, а передача власти была светским политическим актом без обряда передачи благодати. Халифы не имели права вносить изменения в шариат или исключительного права его толкования. Их законодательные акты признавались лишь как административные распоряжения, но они могли санкционировать то или иное религиозное учение в рамках ислама в качестве "официального".

С середины IX в. халифы утрачивают политическую власть над основной частью мусульманских владений, и халиф постепенно становится в большей, чем прежде, степени духовным главой мусульманского мира: все фактически независимые правители признают духовный суверенитет халифа, его имя первым упоминается в пятничной проповеди (хутбе) и чеканится на монетах. В то же время мусульманский мир оказывается перед необходимостью признавать одновременно три династии халифов ? Аббасидов, Фатимидов и Омейядов Испании. Лишь с 1171 г. Аббасиды вновь становятся единственными халифами.

Длительный период раскола мусульманского мира и политическая слабость Аббасидов привели к появлению представления о том, что халифы должны заниматься только делами веры, не вмешиваясь в земные дела, являющиеся прерогативой светских правителей ? султанов. Однако сами халифы упорно боролись за политическую власть.

Представление о духовном сюзеренитете халифа не было поколеблено даже уничтожением монголами последних Аббасидов. Почти сразу же мамлюкские султаны в Египте признали халифом дальнего родственника Аббасидов, чтобы тем самым поднять авторитет собственной власти. Османские султаны после завоевания Египта в начале XVI в. также признали халифов этой ветви, последний из которых был перевезен в Стамбул. Однако вскоре они отказались от поддержки идеи халифата. Лишь в XVIII в. появилась легенда о передаче последним египетским Аббасидом халифата султану Селиму, которую использовали в начале XX в. турецкие панисламисты.

После формальной ликвидации института халифата в кемалистской Турции на титул халифа поочередно претендовали египетские короли Фуад и Фарук, однако эти претензии не получили поддержки в мусульманском мире.

Источник: Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100