Мир религий

"Провидение определило человеку действовать руками, а созерцать умом так, чтобы он не созерцал без действия и не действовал без размышления. "
 Дж. Бруно    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Учреждение католической митрополии в Российской империи (XVIII век): историческая справка 

После первого раздела Польши указом от 14.XII.1772 г. управление всеми римско-католическими монастырями, церквами и духовенством было отдано будущему католическому епископу в России, положение которого регулировалось пунктами указа 1769 г.

Так был учрежден Могилевский Римско-Католический диоцез (епархия), в юрисдикцию которого попали помимо белорусских, также приходы на территории империи, не входящие в другие диоцезы, т. е. в Петербурге, Москве и других русских городах.

Не дожидаясь реакции Рима, надзор над новооснованной епархией был возложен на Юстиц-коллегию. Правда, избрать епископа на новую кафедру императрица все же не решилась, и это было поручено виленскому епископу Игнатию Массальскому, выбор которого остановился на тамошнем канонике Станиславе Сестренцевиче-Богуше (1731-1826), епископская хиротония которого состоялась 1 октября 1773 г. 22 ноября 1773 г. Екатерина II назначает его епископом Могилевским.

Эти действия русского правительства не могли не вызвать ответной реакции из Рима. Уже в 1769 годы Святой Престол через апостольского нунция в Варшаве Андреа Аркетти пытается урегулировать критическое положение Греко-Католических епархий Полоцка и Холма, отошедших к России после раздела Польши. Надо отметить, что политика Екатерины II в отношении греко-католиков отличалась крайней нетерпимостью и практически поставила существование их церковных структур на грань полного распада. Начавшиеся переговоры позволили Екатерине в замен некоторых уступок по отношению к греко-католикам предъявить Риму свои требования о признании Могилевской кафедры и выставить следующие условия: Сестренцевич становится архиепископом всех римско-католических церквей в России, ему дается право ношения паллиума и придается коадьютор, назначаемый лично императрицей.

Папа Пий VI в своем послании от 27.X.1781 г. согласился признать Могилевскую кафедру архиепископской, дозволить архиепископу ношение паллиума, но отверг назначение Станислава Сестренцевича архиепископом.

Тем временем указом от 17.I.1782 г. Екатерина переименовывает Могилевскую кафедру в архиепископство. В результате напряженных дипломатических переговоров Папа Пий VI отправляет нунция Аркетти с миссией в Петербург, где тот издает от имени Папы буллу о признании этих преобразований и вручает в церкви св. Екатерины паллиум архиепископу Сестренцевичу. Так были положены канонические основания структуры Католической Церкви в империи, структуры, порожденной росчерком монаршего пера.

Нормализация этого положения была во многом заслугой миссии Аркетти, еще одним успехом этих первых официальных контактов Рима и России было сохранение греко-католической кафедры в Полоцке, что на некоторое время отодвинуло нависшую над греко-католиками угрозу полного исчезновения в пределах Российской империи.

По достигнутому еще миссией Аркетти принципиальному согласию на присутствие в Петербурге дипломатического представителя Рима, в начале царствования императора Павла I в Россию направляется новое посольство нунция Лоренцо Литта в целью урегулировать канонические проблемы на бывших польских территориях, назначить необходимых епископов и попытаться вновь защитить интересы греко-католических епархий.

Изданными 27.VI.1798 г. Актами архиепископ Литта канонически узаконивал следующие перемены, произведенные в католической церковной иерархии Павлом I: Могилевскому архиепископу придавались три епископа-помошника - один в Могилеве, другой в Полоцке, третий - в Киеве. Были восстановлена греко-католическая иерархия: к сохраненной Полоцкой архиепископии, добавлялись Минская и Луцкая епархии.

Однако митрополиту Сестренцевичу не были даны над ними никакие канонические полномочия. Имя митр. Сестренцевича стало судьбоносным для католичества в России, характер же его деятельности во многом соответствовал направлениям политики русского правительства. Православный историк дает архиеп. Сестренцевичу в этом свете достаточно показательную характеристику: ?Он был католик, но не папист? (Толстой Д.А. Римский католицизм в Россси. СПб, т. II, 1877, с. 128).

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100