Мир религий

"Сердца людей открыты тем, кто помыслами чист. "
 Омар Хайям    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Социальная доктрина Русской Православной Церкви 

Теоретические основы влияния РПЦ на процесс политической трансформации российского общества заложены в принятых Юбилейным Архиерейским собором РПЦ в августе 2000 года Основах социальной концепции РПЦ ? документе, не имеющим аналогов в истории православной Церкви. Предметом Основ социальной концепции РПЦ, как сказано в их преамбуле, являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, однако основное общественное внимание к этому документу было привлечено тем, что в нем подробно рассматриваются проблемы взаимодействия государства и Церкви в условиях "нового курса" Владимира Путина.

У политаналитиков не выработалось единого мнения по вопросу о том, насколько Основы социальной концепции РПЦ учитывают реалии новой ?путинской? России. Например, Интернет-газета ?Вести.Ру? утверждает, что Владимир Путин отменил прием участников Архиерейского собора РПЦ и заменил его краткой рабочей встречей в частности потому, что остался неудовлетворен некоторыми решениями Собора. Некоторые аналитики утверждали, между прочим, что одно из наиболее острых положений Основ ? о возможности гражданского неповиновения Церкви ? было крайне негативно воспринято в администрации президента и признано неконституционным.

Все это заставляет предполагать, что РПЦ в своей социальной доктрине пошла на превентивные шаги по дистанцированию от власти. Так, в разделе "Церковь и государство" устанавливается, что государственная власть ?вторична? по отношению к духовной (Церковь -- Богоустановленная реальность, а государство -- нет). Земная власть не вправе ?абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей?. В социальной доктрине содержится требование, чтобы государство в своих взаимоотношениях с Церковью учитывало "различие природ" двух властей -- "Церковь основана непосредственно Самим Богом -- Господом нашим Иисусом Христом; Богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно".

Далее в тексте Основ говорится о том, что Церковь может давать нравственную оценку действиям светских властей, в то время как светские власти не могут давать такой оценки действиям Церкви. Светская власть может оценивать деятельность Церкви только "в качестве юридического лица". РПЦ, разумеется, признает, что "правовой суверенитет на территории государства принадлежит его властям. Следовательно, они и определяют юридический статус Поместной Церкви или ее части?". Однако далее следует угрожающее продолжение: "Государственная власть тем самым перед лицом Вечной Правды выносит суд о себе самой и, в конце концов, предрекает свою судьбу". Таким образом, у государства, в сущности, нет выбора. Если "правовой статус" не удовлетворяет Поместную Церковь в той или иной стране, государство само подписывает себе смертный приговор ?перед лицом Вечной Правды?.

Еще одно положение Основ, которое, казалось бы, касается норм индивидуальной этики, таит в себе, тем не менее, некоторую угрозу для системы государственного устройства: "Когда исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения". Несмотря на подобные призывы, в документе утверждается, что ?Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического, культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию".

Идея ?гражданского неповиновения?, звучащая одной из доминант Основ социальной концепции, невольно вызывает ассоциации с дискуссией вокруг ?декларации? Заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 г., где фактически напротив утверждалась невозможность такого неповинения. Митрополит Сергий стремился инкорпорировать возглавляемую им церковную организацию в структуру сложившихся в советской России общественных институтов, как бы признавая первичность государственного институционного начала по отношению к самой церковной организации, которая должна менять свои формы в зависимости от внешних условий. Нынешние Основы социальной концепции РПЦ, безусловно, ставят Церковь, точнее ? церковную организацию, один из общественных институтов гражданского общества, выше Конституции. Неудивительно, что в администрации президента подобные заявления были восприняты как попытка РПЦ сформировать новые принципы церковно-государственных отношений ?в одностороннем порядке?.

Один из основных авторов Основ социальной концепции митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) в интервью, которое он дал праворадикальной телепрограмме ?Русский дом? вскоре после завершения Архиерейского собора, в весьма резких выражениях настаивал на праве Церкви призывать к гражданскому неповиновению. Саму идею ?социализации? Церкви, при которой она, как один из институтов гражданского общества, признает универсальное главенство государственных законов, в том числе Конституции, митрополит Кирилл назвал либерализмом, чуждым и даже противоположным традиционному церковному мировоззрению.

Вместе с тем, надо отдать должное тому, что Основы объективно признают реальность современного секулярного мира и невозможность мировоззренческого примирения эксклюзитивизма церковного вероучения с либеральным плюрализмом теории ?общественного договора?. В связи с этим, РПЦ выступает против своего огосударствления в современных условиях и даже подвергает критике ?порабощение? Церкви государством в ?синодальный период?. Тем не менее, РПЦ выступает и против конкордата с государством, который загнал бы ее в слишком узкую и строго очерченную нишу. Поэтому РПЦ отказывается от каких-либо форм прямого участия в политической жизни, претендуя на то, чтобы всегда оставаться ?над схваткой?.

РПЦ претендует не только на то, чтобы находиться над политической ?схваткой?, но и над социальной. В Основах социальной концепции постоянно подчеркивается ?иная природа? Церкви, кардинально ее отличающая от других социальных институтов. В духе последних выступлений митрополита Кирилла в документе развернута резкая критика либерализма ? в особенности, его сердцевины ? учения о свободе личности. РПЦ фактически отвергает светскую доктрину прав человека, утверждая, что свободу можно обрести лишь в Боге через веру и служение Ему.

Вероятно, что призывы к ?гражданскому неповиновению? помимо этих, концептуальных, могут иметь и вполне прагматические основания. Церковная ситуация на Украине, где находится значительная часть приходов Московского Патриархата, развивается быстро и в неблагоприятном для РПЦ направлении. Константинопольский Патриархат, стремясь окончательно закрепить свое первенство по отношению к Московскому, фактически принял под свою юрисдикцию Украинскую Автокефальную Православную Церковь и ведет переговоры о возвращении в ?каноническое пространство мирового православия? Киевского Патриархата ? другой противостоящей РПЦ структуры. Украинские власти открыто поддерживают идею автокефалии поместной Украинской Православной Церкви, которую отделившиеся от РПЦ структуры могут получить от Константинопольского Патриархата. Таким образом, социальная доктрина РПЦ подводит некоторую законодательную почву под возможные протесты последователей Московского Патриархата против ?проавтокефалистской? политики украинских властей.

Заслуживает внимания своеобразная иерархия типов государственной власти, выстроенная по принципу их предпочтительности для Церкви. Высшим типом государственной власти, с указанной точки зрения, РПЦ считает ветхозаветную теократию или власть судей, при которых "власть действовала не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией" . Более низкое положение в Основах социальной концепции занимает монархия, которая еще сохраняет признаки ?Богоданности?, но, имея, в общем-то, ?земное? происхождение "использует уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого царем видимым" , -- отмечается в документе. Характерно, что авторы Основ не углубляются в анализ исторических типов монархической власти в их отношении к Церкви, несмотря на то, что в русской политологической и даже богословской традиции накоплен немалый опыт подобного анализа. Однако в документе с явной симпатией упоминается византийская доктрина ?симфонии властей?: ?Суть ее, -- говорится в документе, -- составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, что епископская власть его исходит от представителя государственной власти. Точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви, ищущий в ней спасения, а не потому, что власть его исходит от власти епископа. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства".

Наличествующей демократической власти, к которой, в контексте современной исторической ситуации, и обращаются в первую очередь авторы документа, в Основах социальной концепции уделено очень скромное место. В частности, один из столпов демократии ? принцип отделения Церкви от государства ? назван в Основах "результатом антиклерикальной или прямо антицерковной борьбы, хорошо известной, в частности, из истории французских революций" . Вместе с тем, РПЦ фактически отказывается от претензий на предъявление современному обществу ?альтернативной?, церковной концепции социального устройства. Так, в частности, в документе утверждается: "Попытка создать основанное исключительно на Евангелии гражданское уголовное или государственное право не может быть состоятельной, ибо без воцерковления полноты жизни, то есть без полной победы над грехом, право Церкви не может быть правом мира. А победа эта возможна лишь в эсхатологической перспективе" .
РПЦ признает, что в современном обществе религия окончательно превратилась в ?частное дело? граждан, что нашло свое выражение в окончательном утверждении принципа свободы совести. Однако это явление оценивается в Основах социальной концепции сугубо отрицательно: ?Сам по себе этот процесс свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей части общества, утверждающего принцип свободы совести. Если первоначально государство возникло как инструмент утверждения в обществе божественного закона, то свобода совести окончательно превращает государство в исключительно земной институт, не связывающий себя религиозными обязательствами. Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом".

При чтении отдельных пассажей Основ социальной концепции может сложиться впечатление, что РПЦ призывает своих последователей к ?выходу? из общества и из истории, поскольку с современным государством у Церкви в принципе не может быть никакой ?симфонии?, а предложить альтернативную концепцию общественного устройства в современных условиях Церковь также не может. Однако, комментируя документ, один из главных его составителей, митрополит Кирилл, отметил, что Церковь должна не замыкаться от мира, быть открытой по отношению к миру, но при этом идти в мир не с дипломатической миссией, а просто с миссией.

В церковной, политической и научной среде Основы социальной концепции РПЦ, как декларация о новых отношениях Церкви с государственной властью, вызвали весьма широкий спектр оценок. Подавляющая часть аналитиков указывает на обилие серьезных внутренних противоречий в этом документе, причем некоторые видные представители самой РПЦ (например, духовник Союза православных граждан протоиерей Владислав Свешников ) вообще заявляют о ненужности социальной доктрины РПЦ. По мнению Ольги Васильевой, руководителя Центра истории религии и Церкви Института российской истории Российской академии наук, противоречивость Основ обусловлена тем, что в них ?отражено видение и правых, и левых сил. На мой взгляд, это такие компромиссные решения, которые сами себя где-то и опровергают. Я не думаю, что доктрина будет работать? . С этим мнением согласен и известный публицист-?геополитик?, советник председателя Государственной Думы РФ Александр Дугин: ?На мой взгляд, это вообще маловразумительный документ. При Ельцине государственно-церковные отношения носили характер фрагментарно-хаотический. Говорить о какой-то стратегии, линии отношений, анализируя период Ельцина, было бы невозможно, поскольку тут неопределённость в большей степени, чем при Путине... В этом отношении, социальная доктрина нашей Православной Церкви мне представляется компромиссной, и, по большому счёту, калькирующей некоторые католические инициативы, что само по себе малоприятный симптом... То, что здесь отсутствует к тому же какое-то новое слово, новый подход, способный сделать эту доктрину интересной для широких кругов, православных и полуправославных, тоже можно констатировать. Мне этот документ тоже представляется достаточно бюрократической формальностью? . Весьма скептически по отношению к Основам социальной концепции РПЦ настроены и представители ?либерального? крыла православного духовенства. Игумен Иннокентий (Павлов): ?Соцдоктрина ничему не способствует, это абсолютно пустой документ. Тем более, время социальных доктрин прошло. Это социальная доктрина в отсутствие социума? . Священник Георгий Чистяков: ?Принципиальных перемен не ожидаю?.

Приняв Основы социальной концепции, Архиерейский собор РПЦ издал еще один ?знаковый? документ ? письмо президенту с требованием тотальной реституции церковной собственности. Предъявление такого требования почти одновременно со сменой высшей политической власти в России неслучайно. ?Отношения Патриархии с государством при Ельцине были совершенно непрозрачны, -- указывает аналитик Интернет-журнала ?Соборность? .... -- При этом одни проекты, на которые выделялись федеральные деньги, как, например, на многотомную историю Церкви, Православную энциклопедию, контролировались госорганами. Другие проекты питались от таможенных льгот, на третьи откачивали деньги у банков и крупных фирм в обмен на какие-то туманные вполне светские услуги. Госбюджет, конечно, должен что-то финансировать в сфере Церкви, например, реставрацию объектов, имеющих общенациональную ценность. За эту строку в бюджете проголосует Госдума, а исполнение подлежит публичному вниманию. Конечно, прежде чем государство начнет расчищать и эти конюшни, Московской Патриархии уместно добровольно отойти от государства на несколько шагов. Поскольку необходимо очистить площадку для того, чтобы новые формы "соработничества Церкви и государства" на благо общества приняли современный характер... Из мутного патернализма в государственно-церковных отношениях периода первого постсоветского десятилетия все равно придется уходить?.

Принцип предпочтительности для Церкви монархического типа правления, смутно обозначенный в Основах социальной концепции РПЦ, весьма популярен в церковных ?низах?. Многие архиереи РПЦ не скрывают своих симпатий к монархической идеологии, стало традицией участие иерархов и клириков РПЦ в монархических конференциях и в деятельности монархических организаций. Один из свежих примеров подобного рода -- Международная конференция ?Монархия в жизни русского народа. Возвращение к себе?, которая состоялась 2 апреля 2000 г. в колонном зале Тверского дома офицеров по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) и при активном участии клириков Тверской епархии РПЦ . В своем обращении к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду РПЦ участники конференции призвали к скорому и справедливому рассмотрению вопроса канонизации царственных мучеников (подобные призывы, как видно из результатов Архиерейского собора РПЦ, канонизировавшего в августе 2000 г. императора Николая II и убитых членов его семьи, воспринимались священноначалием Московского Патриархата вполне благосклонно). Конференция также приняла резолюцию ?О реабилитации монархической идеи в сознании русского народа?. ?Идея монархии, -- говорится в этом документе, -- является непреходящей ценностью и великим достоянием нашего народа?.

Помимо Основ социальной концепции РПЦ на Архиерейском соборе была принята еще одна концепция ? об отношениях РПЦ с инославием, то есть с христианами других конфессий. Особую остроту этой проблематике придает продолжающийся конфликт священноначалия РПЦ с Римско-Католической Церковью, которую Московский Патриархат обвиняет в прозелитизме на ?канонической территории? РПЦ, а также в пособничестве западно-украинским униатам в захвате ими православных храмов во Львовской и Ивано-Франковской областях Украины. Таким образом, в основе конфликта лежит, скорее, имущественный, нежели богословский или церковно-канонический спор. Тем не менее, Патриарх Алексий II продолжает категорически отказываться не только дать согласие на визит Папы Иоанна Павла II в Россию (несмотря на то, что приглашения приехать в Россию передавали Папе Михаил Горбачев и Борис Ельцин), но встретиться с Папой на ?нейтральной территории?. Нынешнее российское руководство, насколько можно судить по итогам визита Владимира Путина в Ватикан в июне 2000 г., не склонно идти на конфликт с Московским Патриархатом в этом ?межцерковном? вопросе.

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100