Мир религий

"Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. "
 Конфуций    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Лютер Мартин 

Теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма (1483-1546 гг.)

С 1501 по 1505 гг. учился в Эрфуртском университете, в 1505 г. получил степень магистра "свободных искусств" и намеревался изучать юриспруденцию, но переменил свое решение и принял монашеский постриг в августинском монастыре, где выделялся особо ревностным служением и незаурядными способностями. Вскоре был рукоположен в сан священника, а в 1512 г. получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики в университете Виттенберга - должность, которую сохранил до конца жизни.

Мучительные размышления над путями спасения, целеустремленное изучение Библии и сочинений средневековых немецких мистиков (Экхарта, Таулера) привели его к отрицанию католической доктрины оправдания посредством "добрых дел" и к утверждению "личной веры" как единственного и достаточного средства обретения божественной благодати.

В 1517 г., протестуя против продажи индульгенций в Германии, обнародовал 95 тезисов, в которых обличал корыстную торговлю "небесными сокровищами" как нарушение учения Писания. Эти тезисы объединили различные сословия в борьбе за религиозную и национальную независимость Германии от папской власти.

Обвиненный Римом в ереси, Лютер отказался предстать перед церковным судом, а в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от Церкви. Вскоре Лютер становится центральной фигурой антицерковной оппозиции и разрабатывает все более радикальные доводы против официального католического вероучения: признание абсолютного авторитета Библии, тезис об оправдании только верой и непризнание посреднической роли духовенства в деле спасения, доктрина всеобщего священства, отрицание культа Богоматери и святых, упразднение многих элементов литургической традиции. Эти положения и составили фундамент и основу протестантизма.

Размышляя о божественной справедливости (Рим. 1:17), Лютер интерпретирует ее не как свойство, выражающееся в наказании или воздаянии, а как активность, которая делает человека праведным ("оправдывает" его). Такая справедливость подобна божественной милости: она не зависит от достоинства человека, но дается по суверенной свободной воле Творца и возвещается Святым Духом. При этом Бог не воздействует насильственно на человеческую волю; как абсолютный господин над ней Он способен направлять ее к Своей цели. В результате человек действует добровольно (т. е. так, как он хочет) даже в том, что касается его спасения. Отсюда известная концепция "свободы христианина": "оправданный" человек духовно свободен, поскольку его судьба уже определена Богом, вырвавшим его из земных обусловленностей, но в земной жизни он "слуга всем" и должен подчиняться всем ее законам, что конкретизируется в требовании Церкви подчиняться светской власти. При этом Лютер выступает как против требований кальвинистов сделать христианскую этику средством регуляции социального поведения, так и против программ анабаптистов добиться реального общественного равенства.

Лютер отвергает характерное для католицизма выделение особой, сакральной деятельности (посты, "добрые дела", принятие таинств, посещение святых мест и т.д.) как средства спасения, тем самым объявляя священнодействием всю повседневную деятельность, стимулируемую желаниями осознавшего свою избранность человека. Отсюда фундаментальные понятия земного "долга", "призвания" человека: служение ближнему, упорное стремление достичь своих целей. В этом ясно проявляется буржуазный характер концепции Лютера, освящающей частнопредпринимательскую активность и психологию буржуазного индивидуализма.

Требует уточнения и обычно приписываемое Лютеру враждебное отношение к разуму и науке: оно распространяется на их оценку как средств богопознания. Согласно учению Лютера, человек живет в двух сферах: в отношении к Богу (царство небесное) и в отношении к природной и социальной среде (царство земное). Адекватным и достаточным инструментом решения земных проблем (т.е. обеспечение физического существования и регуляции жизни общества) служит разум - величественный дар Бога, отличающий человека от животного. Лютер высоко оценивает и практическую эффективность науки, поскольку она частично восстанавливает господство над природой, утраченное Адамом. Но при этом он утверждает, что природный разум человека в принципе не способен проникнуть в тайну божественной милости, которая может быть познана лишь верой. Для веры же никакой рациональной предпосылки быть не может: разум извращен грехом и эгоцентризмом неискупленного человека. Поэтому и наука, как продукт человеческого разума, не способна рассуждать о духовных вещах. Небеса теологии, подчеркивает он, не являются небесами астрономии. С религиозной точки зрения свет Луны - знак божественной заботы, дело же ученых исследовать его как отражение света Солнца.

По мере обострения противоречий внутри реформационного движения, Лютер занимает все более консервативную позицию в отношении ее наиболее радикального, народного крыла. Он открыто требует жестокой расправы над крестьянами как над разбойниками, проявляет все большую нетерпимость в отношении к другим реформаторам (У. Цвингли, А. Карлштадту, С. Франку), отходит от своих прежних допущений свободного толкования Библии мирянами, выстраивая все более жесткую догматическую систему, давшую основания называть его "виттенбергским папой".

Лютер вошел в историю Германии как выдающийся деятель культуры, своим переводом Библии утвердивший общенемецкий национальный язык, реформатор образования, музыкальной культуры, стремившийся ввести преподавание тех дисциплин, которые обогащают полезными знаниями.

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100