Мир религий

"Все, что происходит, происходит по воле Всевышнего. Совесть - это то, что дано нам Богом, то, что позволяет нам увидеть самих себя. "
 Парацельс    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Курбан-байрам (Ид аль-адха) 

(аль-ид аль-кабир, ид аль-курбан, айт курбан) ? праздник жертвоприношения, один из главных праздников мусульман, начинающийся 10 зу-ль-хиджжа (см. Мусульманский календарь) и продолжающийся 3-4 дня. Ид аль-адха проходит в день завершения паломничества в Мекку, когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Мина в память о жертвоприношении Ибрахима (Авраама).

В Коране неоднократно и весьма подробно излагаются эпизоды истории жизни Ибрахима (Авраама). Еще будучи ребенком, он понял бессмысленность поклонения идолам, которых почитали его отец Азар и соплеменники. Ибрахим пытался найти Бога в Солнце, Луне, звездах, но затем ему открылась вера в Единого и Единственного Аллаха, которому он и оставался верным и покорным до конца своих дней. Согласно учению ислама, Ибрахим занимает особое место в духовной истории человечества. Он был первым, кто учил людей истинной вере, единобожию, был истинным избранником Аллаха и его любимцем. Именно его веру в чистом и правильном виде призван был возродить на земле Пророк Мухаммед.

Коран повествует о том, что Ибрахим жил со своей бездетной женой Сарой и второй женой, египтянкой по имени Хаджар (Агарь), которая родила ему сына Исмаила. Однажды во сне Ибрахим получил откровение, что Аллах желает получить он него в жертву сына, и он рассказал об этом Исмаилу. Мальчик согласился принести себя в жертву и ответил отцу, что ему следует исполнить волю Божию в соответствии со своей верой.

Вскоре Ибрахима под видом странника посетил сатана и стал убеждать его, что пожелание принести в жертву сына не может исходить от Бога и что желание Ибрахима продиктовано лишь его заблуждением. Однако Ибрахим остался непреклонным в своей вере и в своем желании точно исполнить волю Аллаха. Затем сатана принялся искушать жену Ибрахима Хаджар и его сына Исмаила: назвав Ибрахима безумцем, он склонял Исмаила к бегству. Однако Хаджар и Исмаил, отвергнув все искушения, безропотно приняли волю Бога. После этого все трое взяли камни и бросили их в непрошеного гостя, отгоняя его прочь.

Решимость Исмаила покориться воле Божией была настолько сильна, что он попросил отца незамедлительно выполнить все, что надлежит, и положить его на жертвенник лицом вниз, дабы не замешкался Ибрахим, увидев лицо сына своего. Но в последний момент Аллах остановил руку Ибрахима и сказал, что он исполнил уже предначертанное сном испытание, выказав свое полное послушание. Вместо Исмаила в жертву был принесен баран, что и положило начало главному мусульманскому празднику ? Ид аль-Адха (Празднику жертвоприношения), который отмечается по завершении хаджа.

Вознаграждением за покорность Ибрахиму было то, что его бесплодная жена Сара родила ему сына Исхака (Исаака) (Коран, 37:99-113). Но вскоре ревность Сары, возжелавшей преимуществ своему сыну, послужила причиной распада семьи, и Ибрахим был вынужден оставить Хаджар и Исмаила у древней святыни Адама. Здесь погибавшим от жажды Хаджар и Исмаилу явился на помощь архангел Джабраил (Гавриил) и открыл у ног страдающего Исмаила источник, известный ныне как колодец Замзам.

Праздник жертвоприношения ? Ид аль-Адха (или тюркск. Курбан байрам) считается главным мусульманским праздником. Он является частью обрядов хаджа ? паломничества в Мекку, но отмечается повсеместно всеми мусульманами мира в 10-ый день месяца зу-ль-хиджжа, когда паломники, совершающие хадж, приносят в жертву животных в долине Мина в память о том, как Ибрахим готов был принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила в знак своей покорности и преданности Всевышнему. Но Бог, испытав Ибрахима, остановил занесенную им над сыном руку и послал ему белого агнца, который и был заклан в жертву.

Паломничество в Мекку, сопряженное со значительными трудностями и расходами, доступно далеко не каждому мусульманину. Поэтому заклание жертвенного животного ? как важную часть обрядов хаджа ? ислам предписывает совершать каждому мусульманину независимо от того, где он находится в этот день. Таким образом, не только паломники, совершающие хадж, но и все свободные мусульмане, располагающие соответствующими средствами, должны в 10-й день зу-ль-хиджжа принести в жертву животное.

Праздник жертвоприношения начинают отмечать с восходом Солнца. Все мусульмане одевают нарядные одежды и идут в мечеть к утренней молитве, по окончании которой они собираются группами на улице и поют славословие Аллаху (такбир). Затем они снова идут в мечеть, где слушают праздничную проповедь имама (хутбу) и совершают совместную молитву. Проповедь обычно начинается с прославления Аллаха и Пророка Мухаммеда, а затем разъясняет происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения. Часто праздничная проповедь произносится в форме рифмованной прозы. Во время праздника читается особая молитва, называемая салат аль-идайн, а также три суры Корана: 87-я ("Высочайший"), 88-я ("Покрывающее") и 91-я ("Солнце"). Праздничные молитвы обычно сопровождаются раздачей милостыни.

По окончании молитвы в мечети мусульмане идут на кладбище, где совершают поминовение усопших, и уже после этого приступают к обряду жертвоприношения.

Как правило, один человек приносит в жертву одного барана, но несколько человек могут объединиться и совместно принести в жертву одного быка или верблюда за всех участвующих в этом жертвоприношении (как правило, до 10 человек). Мусульманский обычай также допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших. Животное всегда должно соответствовать установленному предписанием возрасту. При этом правила аналогичны тем, которые существуют в отношении животных, приносимых в жертву паломниками в долине Мина (верблюд ? не моложе пяти лет, бык или коза ? не моложе одного года, овца ? не моложе семи месяцев). Животное, предназначенное для принесения в жертву, отбирается заранее и за ним ведется особый уход, поскольку в Коране сказано: "Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо. Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнуться, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо ..."(Коран, 22:37). Жертвенные животные не должны иметь изъянов.

Иногда на жертвенных животных одевают амулеты, раскрашивают их яркой краской, украшают ожерельями и колокольчиками. Согласно вероучению ислама, дорога в рай проходит через мост Сират, лежащий над адской пропастью - он "тонкий, как женский волос, острее лезвия меча и горячее пламени". У входа на мост Сират в Судный день мусульманина будут ожидать животные, принесенные им в жертву в праздник Ид аль-Адха, которые помогут ему переправиться через мост и не дадут упасть в адскую бездну. Также считается, что каждая капля крови, пролитая жертвой, рождает новую гурию в райском саду. Потому хозяин, совершая жертвоприношение, старается так разместить свое животное, чтобы потом быстрее его можно было найти. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения.

Приступая к совершению обряда, жертвенное животное обязательно кладут на землю таким образом, чтобы его голова была обращена в сторону Мекки; часто в рот животному вкладывают леденец (набоб), который затем вынимается и считается благословенным. Имам читает над животным особую молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а его владелец (или специально нанятый человек) в это время совершает заклание. Перед тем как совершить заклание, жертвующий три раза произносит славословие: "Аллах акбар" ("Аллах велик!"), а после его совершения произносит фразу "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!", вновь трижды повторяет славословие "Аллах велик!" и читает славословие Пророку (салат ан-наби). Прочитав положенные молитвы, жертвующий поворачивается лицом в сторону Мекки и просит Аллаха принять его жертву.

Если жертва приносится по обету, то все мясо раздается неимущим. Обычно же треть мяса используется для приготовления праздничной трапезы в семье, а остальное раздается. Кровь и печень жертвенного животного тщательно собирается и завертывается в черное полотно. Из глаз животного изготавливают амулет (назари-курбан), а шкура часто отдается в мечеть.

Мусульманин, совершив заклание, устраивает праздничное угощение (худойи, или садака) и обязательно кормит всех нуждающихся, выполняя предписание Корана: "...чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!" (Коран, 20:29). Поэтому во многих городах и деревнях столы с обильным угощением для всех проходящих мимо устанавливаются прямо на улицах.

Праздничную трапезу обычно возглавляет имам или особо почетный гость. Она отличается обилием и разнообразием изысканных мясных блюд, которые готовятся в различных странах в соответствии с местными традициями и вкусами. Большое внимание уделяется и приготовлению многочисленных сладостей. В дни праздника принято навещать родственников и близких друзей и делать им подарки.

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100