Мир религий

"...одна религия ничуть не хуже другой. Нет ни одной, исповедуя которую, нельзя не стать мудрецом, и нет ни одной, которую нельзя бы было превратить в бездумное идолопоклонство. "
 Герман Гессе    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Англиканство 

Одно из основных направлений в протестантизме, зародившееся в Англии во время Реформации, в результате разрыва местной Католической Церкви с Римом.

Этот акт был осуществлен под давлением короля Генриха VIII, которого английский парламент объявил главой Церкви. С 1527 г. начинается процесс о разводе Генриха VIII с Катариной и его женитьбе на Анне Болейн. Папа, который в этом деле был вынужден считаться с угрозами императора Карла V, родственника Катарины, не дал согласие на развод, чем вызвал гнев короля и охлаждение его отношений с Римом. Этой ситуацией воспользовались противники папы и склонили короля принять ряд мер, направленных на открытый разрыв с Римом.

В 1530 г. было запрещено приобретать в Риме хартии, наносящие ущерб юрисдикции и королевским прерогативам в Англии. Статут следующего года упразднял наложение интердиктов. В мае 1532 г. король получает от английского духовенства акт Instrumentum super submissionem cleri, ("О подчинении духовенства"), согласно которому духовенство обязуется не собирать конвокаций без воли короля и не принимать постановлений, неугодных короне. Все постановления прежних конвокаций подлежали пересмотру и те положения, которые сочли оскорбительными для короля, были отменены.

23 марта 1534 г. папа отлучил Генриха от Церкви. В свою очередь, 30 марта король утвердил статут, упраздняющий всякое влияние папы на назначение церковных иерархов. 3 ноября того же года парламент провозгласил супрематию короля как "единственно верховного земного главы Английской Церкви". В 1535 г. Томас Кромвель назначается vicarius generalis in ecclesiasticis (генеральным викарием по церковным делам). Одновременно началась борьба и с налоговыми притеснениями Рима: статут "23-го года царствования" (1531-1532 гг.) отменил аннаты v крупные суммы, уплачиваемые Риму новопосвящаемыми иерархами, а Статут "25-го года" (1533-1534 гг.) окончательно упразднил все виды платежей Риму.

Отрицание папской власти не могло не затронуть и сферу богословия. В 1534 г. Оксфордский университет заявил о том, что Священное Писание не дает епископу Рима никакой высшей власти над Англией. В богослужебные тексты вводится молитва об освобождении со словами "ab episcopi Romani tyrannyde et detestandis enormitatibus" ("от тирании Римского епископа и мерзкого бесчинства"). Апелляции в Рим отменялись. Дела по всем инстанциям должны были решаться только в Англии: от архидиакона они поступали на рассмотрение епископского суда, а затем на рассмотрение суда архиепископа. Замещение высших церковных должностей переходит к королю. Он же получает аннаты и десятины.

Церковная реформа коснулась и монастырей. В 1535 г. началась ревизия-визитация церковный учреждений. Ревизорам была вручена инструкция, содержащая 86 вопросов, и дано было секретное поручение склонять малые монастыри к добровольной передаче королю своих владений. В случае отказа монастырям грозили разоблачением и преданием суду. В феврале 1536 г. отчет ревизоров был заслушан в парламенте. В итоге был выдвинут лозунг "долой монахов" и принят билль об упразднении малых монастырей. Все их движимое и недвижимое имущество поступило в распоряжение короны. Было закрыто около 400 монастырей, стены которых покинули 10 тысяч монахов. Затем наступила очередь крупных монастырей. В 1538-39 гг. они отказались от своей собственности добровольно, понимая всю бессмысленность сопротивления. Так была ликвидирована главная опора папства в стране.

Но насколько решительно король и духовенство боролись против папской власти, настолько нерешительными они проявляли себя в вопросах догматики и обряда. Попытки немецких протестантов привлечь Генриха VIII на свою сторону оказались безрезультатными. В 1538 г. король защищает перед протестантскими учеными и целибат духовенства и причащение под одним видом. В итоге был избран "средний путь", который нашел свое выражение в первой формуле англиканского вероисповедания - так называемых "10-ти членах веры", принятых в 1536 г. Они представляли собой промежуточный вариант католического и протестантского учений. Главным источником христианского вероучения признавалось Священное Писание (Библия), но наряду с ним признавался и авторитет трех символов веры и первых четырех Вселенских Соборов; из семи церковных Таинств признавались только три (Крещение, Евхаристия и Священство); устранялись злоупотребления в иконопочитании, но не отвергалось почитание образов как таковое; признавались пост, молитва за усопших и почитание святых. В 1537 г. был издан трактат "Наставление христианина", названный "Епископской книгой", в котором давалось более подробное обоснование всех вышеуказанных положений.

В 1539 г. был утвержден так называемый "Кровавый статут", посвященный вопросу о Евхаристии. В нем говорилось, что в Евхаристии присутствует под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы и что причащение под обоими видами не является необходимым, а также подчеркивалось, что священники обязаны соблюдать целибат. В 1543 г. было обнародовано "Учение, необходимое для каждого христианина", получившее название "Королевской книги", подтверждающее доктрину о пресуществлении.

Генрих VIII ушел со сцены, оставив церковные дела в неопределенном положении. Все старые авторитеты были подорваны, а с ними рушились и все учреждения и богословские возрения. Сын Генриха Эдуард VI (1547-1553 гг.) активно начал проведение догматической и богослужебной реформы. Руководивший молодым королем герцог Сомерсет пригласил в Англию в 1547 г. выдающихся протестантских богословов Мартина Буцера и Петра Мартира для утверждения идей Реформации. С их помощью были сформулированы все изменения в догматах и обрядах, завершивших процесс реформы Церкви в Англии.

В 1549 г. была выпущена "Книга общественного богослужения" (Book of Common Prayer), однако и в ней догматические вопросы излагались недостаточно ясно и определенно. Систематическим изложением воззрений реформированной Церкви стали так называемые "42 члена" (articuli), опубликованные в 1552 г. Их основные положения сводились к следующему: учение Священного Писания достаточно для спасения; три символа веры v Никейский, Афанасиев и Апостольский v должны быть признаны, потому что могут быть во всем их содержании доказаны Священным Писанием; учение о сверхдолжных заслугах v нечестиво; Вселенские Соборы могут погрешать и погрешали; истинными Таинствами являются только Крещение и Евхаристия; пресуществление не может быть доказано Священным Писанием; чин жертвоприношения, совершая который священники во время мессы приносят Христа в жертву за живых и усопших v лжеучение; епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными. В основе этих положений, несомненно, лежало Аугсбургское исповедание лютеран.

Обнародование Book of Common Prayer и 42-х членов вызвало сильную католическую оппозицию в стране, приведшую к восстанию. Реформу приходилось вводить оружием. Преобразования шли слишком быстро для того, чтобы народ успел понять и принять их. Так укрепилась идея оппозиции возвратить на престол Марию Стюарт (1553-58), дочь Генриха VIII и Катарины. Мария Стюарт, опираясь на католические круги, стремилась вернуть Англию в Римскую Церковь. В 1554 г. в Лондон прибыл папский легат, а с 1555 по 1558 гг. проводились кровавые репрессии против протестантов. Но эти преследования только теснее сплотили ряды реформатов и заставили многих сознательно примкнуть к исповеданию 42-х членов веры.

Соперница Марии, Елизавета Тюдор (1558-1603 гг.) выбрала средний путь между стремлениями крайних протестантов и католической партии. Пересмотренная Book of Common Prayer была введена Актом о единообразии в июле 1559 г. Затем были подвергнуты пересмотру 42 члена веры и утверждены парламентом в 1571 г. в виде 39 членов. Таким образом был сформирован своеобразный сплав католицизма, лютеранства и кальвинизма. Однако антикатолические идеи были выражены здесь наиболее ярко:отрицание папства, пресуществления, монашества, почитания образов и мощей. Все остальные положения сознательно облекались в такую форму, которая не могла бы вызвать решительных нападок со стороны борющихся партий. Составители 32 членов веры преследовали одну цель v добиться церковного мира и вводили все, что могло удовлетворить большинство с его часто противоречивыми запросами.

В XVII в. английская Реформация переходит в революцию, и протестантизм окончательно утверждается в Англии. В церковных делах король получал почти неограниченные права, между тем как в области светского управления его власть существенно ограничивалась парламентом. Отсюда постоянно возникало стремление королей управлять государством так, как они управляли и Церковью, и это стремление активно поддерживалось английским высшим духовенством. Теперь епископы, ставшие королевскими чиновниками, перенесли свое привычное отношение к папе на короля и заняли позицию, шедшую вразрез с конституционной действительностью.

При королях Иакове I (1603-1625 гг.) и Карле I (1625-1649 гг.) велись ожесточенные споры между короной и парламентом по налоговым вопросам, главной причиной которых стало усиление возвратного движения в церковной области. Католицизм как господство папы был разрушен в Англии достаточно легко и быстро, но католицизм как традиция, как любовь англичан к богато украшенным храмам, величественным алтарям, пышным облачениям и обрядам был жив. Поэтому возрождение обрядов, эмоционально действующих на верующих, стало теперь главной задачей английского епископата. Но поскольку в каждом обряде центральное значение имеет его символ, то восстановление обрядов вызвало у части народа мысль о возврате к католицизму в целом, тем более, что при Карле I католики получили ряд свобод вопреки требованию народных представителей. Король издал декларацию, в которой он заявил, что "не допустит возбуждения излишних вопросов, способных только поддерживать смуту в Церкви и в государстве". Архиепископ Кентрберийский Лоуд начал повсеместно вводить полное единообразие церковных обрядов и уставов.

Не встречая соответствующего отпора, король и архиепископ приняли решение установить подобную церковную систему и в Шотландии где строй Церкви был пресвитерианским и более демократическим. Попытка Карла I и Лоуда ввести в Шотландии настоящую Епископальную Церковь вызвала вооруженное восстание. Английский парламент, созванный после 11-летнего перерыва в 1640 г., выразил вотум недоверия королю выдвинул против него целый ряд обвинений. Прежний парламент был риспущен и уступил место новому, "Долгому парламенту", ставшему орудием борьбы против абсолютизма и епископализма: защита религиозной свободы и прав народного представительства теперь слились воедино.

Пуритане, индипенденты и другие ответвления протестантизма объединились вокруг идеи "царства святых" - при этом догматические расхождения отодвигались на задний план и главное значение придавалось суровым моральным требованиям. Их духовный вождь v Оливер Кромвель v становится главой государства. Дело Кромвеля потерпело поражение в момент его смерти, но дало огромный результат: свобода совести стала в Англии прочным достоянием масс. С некоторыми ограничениями она была закреплена законом от 1689 г.

Со вступлением на престол Вильгельма III Оранского (1688-1702) партии пуритан и индипендентов становятся мирными и их остатки превращаются в спокойных и лояльных диссидентов. Англиканская Епископальная Церковь снова возвращает себе господствующее положение, но сфера ее влияния постепенно сужается. В мае 1689 г. был утвержден акт терпимости, согласно которому диссиденты, давшие обещание повиноваться королю, не могут более подлежать наказаниям, установленным при Елизавете (1592).

Льгота, предоставленная диссидентам, состояла в освобождени их от епискапальной системы и в предоставлении им права совершения богослужений и формирования собственных общин. В вероисповедных воззрениях они были лимитированы признанием символа веры господствующей Церкви. Они также были обязаны платить все сборы в ее пользу и выполнять обязанности, установленные для бесплатных приходских должностей, сами или через заместителей. За это они пользовались правом требовать от англиканского духовенства совершения крещения, погребения и брака. Это придавало Англиканской Церкви видимость единства. Наряду с этим диссиденты были лишены права избираться в парламент занимать государственные и общественные должности, поступать в университеты и т.д. Терпимостью с подобными ограничениями пользовались сначала только пресвитериане, индипенденты, баптисты и квакеры. На католиков она не распространялась v им было разрешено отправлять богослужения только в 1791 г.

Значительный удар Англиканской Церкви был нанесен актом 1707 г., объединившим Англию и Шотландию в Соединенное Королевство Великобритании. В Шотландии господствующей стала Пресвитерианская Церковь, а Епископальная v только терпимой.

В 1779 г. диссидентам были сделаны дальнейшие уступки. Вместо подписи под 39 членами символа веры от их духовенства стали требовать заявление, подписанное в присутствии нотариуса, что они являются христианами, протестантами, признают Священное Писание Ветхого и Нового Завета боговдохновенным и принимают его как правило веры. Им также было разрешено открывать свои школы.

В 90-е гг. 18 в. разгорается национально-освободительная борьба за независимость Северной Ирландии, центром которой становится католический Ольстер. Протестанты, объединившись против католиков, в 1795 г. создали военизированную организацию, получившую название Ирландский верноподданный оранжистский институт (по имени Вильгельма III Оранского) и известную ныне как орден Оранжистов. Роль этого ордена особенно усилилась после раздела Ирландии в 1921 г. И в настоящее время он играет существенную роль в политической жизни, продолжая выступать за сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства. Членов ордена, разнородного по социальному составу (около 100 тыс. человек), характеризует фанатизм, нетерпимость и ненависть к католикам.

В 1828-29 гг. все диссиденты - и протестанты и католики v были допущены на государственную службу, причем от первых требовалось клятвенное обещание не причинять ущерба господствующей Церкви и ее духовенству, а от вторых v присяга на верность королю с обещанием защищать корону, поддерживать престолонаследие дома Ганноверов и в своем исповедании не допускать мысли о том, что английский король, отлученный папой, может быть лишен трона. В 1836-37 гг. были приняты важные акты, затрагивающие семейную жизнь диссидентов: браки, заключанные ими в своих общинах, теперь признавались действительными (раньше диссиденты должны были заключать брак и крестить своих детей в господствующей Церкви, чтобы получить право на запись в метрические книги). В 1868 г. диссиденты были освобождены от налога в пользу Англиканской Церкви, а в 1871 г. для них были открыты университеты и отменено требование подписывать 39 членов англиканского символа веры.

Уже с конца 17 в. в англиканстве выделились несколько церквей: высокая - High Church, низкая - Low Church и широкая - Broad Church. Высокая Церковь - это протестантская церковная аристократия, для которой характерны типичные особенности англиканства: государственный характер Церкви, супрематия короны, привилегии членов Церкви по сравнению с диссидентами, епископализм и связь со средневековой Церковью в богослужении и организации. Это - англиканство в собственном, изначальном смысле слова. Приверженцы Высокой Церкви вошли в ряды консерваторов-тори как сторонники авторитета и прав короны и церкви.

По своему строю Высокая Церковь является епископальной. Во главе ее стоят 2 архиепископа - Кентерберийский, примас Англии, и Йоркский, и 32 епископа. Формально они избираются духовенством, но в действительности назначение их на кафедры находится в руках короны. Примас Церкви (архиепископ Кентерберийский) является первым лордом королевства. В верхнюю палату парламента входят архиепископ Йоркский и 24 епископа.

Англиканские священники носят названия: rector, vicar, incumbent. Rector (ecclesiae) священник называется тогда, когда он получает доходы и десятину самостоятельно. Обычно священники выполняют свои обязанности на положении vicarius за часть доходов. Право патроната в настоящее время принадлежит многим епископам, корпорациям и отдельным мирянам, при этом оно подлежит как наследственной передаче, так и отчуждению. Если патрон не заботится о замещении вакансии в течение 6 месяцев, то право назначения переходит к епископу. Если же епископ отказывается утвердить представленного кандидата, то патрон переносит дело в митрополичий провинциальный суд Arches Court.

В настоящее время в состав Англиканского содружества входят 25 автономных Церквй и 6 церковных организаций, среди которых: Церковь Англии, Церковь в Уэлсе, Епископальная Церковь в Шотландии, Протестантская Епископальная Церковь в США (получившая независимость в 1789 г.), а также Епископальные Церкви Индии, Пакистана, ЮАР, Канады, Австралии и других стран, входивших в прошлом в состав Британской империи. Высшие иерархи этих в сущности независимых Церквей периодически встречаются на конференциях, созываемых под руководством архиепископа Кентерберийского в его Ламбетском дворце в Лондоне.

Последователи Низкой Церкви с конца 17 в. вербовались в тех рядах, которые при Стюартах заполнялись пуританами. В политике партия низкоцерковников сливалась с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую Церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, которое исключало бы другие ответвления протестантизма. Они требовали равноправия для диссидентов и были склонны признавать Библию единственным источником христианского вероучения. По мере того как исключительные привилегии Епископальной Церкви сокращались, а положение диссидентов улучшалось, очертания "ow Church сглаживались. Ее численность заметно уменьшалась и со второй четверти XIX в. она растворилась в партии широкоцерковников - Broad Church Party, начало которой восходит ко времени появления высоко- и низкоцерковников. Сначала эта партия была представлена латитудинаризмом (latitudinarismus - лат. "широта"; отсюда и название "широкий") - основателем которого является епископ Бёрнет (конец XVII в.). Роль латитудинаризма v примирение всех протестантских движений; его отличает широта взглядов, иногда доходящая до индифферентизма.

Такая особенность дает возможность англиканству вступать в экуменические контакты с различными христианскими конфессиями. Примечательны также давние и тесные экуменические связи Церкви Англии с православием, и в частности с Русской Православной Церковью.

Общая численность приверженцев англиканства составляет около 68 миллионов человек.

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100