Rambler's Top100

Мир религий

"Это было уже в веках, бывших прежде нас. "
 Экклезиаст    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Православный храм в Эстонии.
Фото: официальный сайт ЭПЦ (КП)

   

Эстонская Апостольско-Православная Церковь 

В конце XVII в. территория современной Эстонии была завоевана Швецией, в результате чего население страны приняло лютеранство. В начале XVIII в. Эстония оказалась под властью Российской империи. В этот период, особенно в XIX в., многие эстонцы под влиянием политики правительства приняли православие. Вместе с русскими, проживавшими на эстонских землях, православные эстонцы составили значительную по своему числу общину.

После революции 1917 г. Эстонская Республика провозгласила независимость и в 1920 г. была признана советской властью. Ввиду того, что епархия оказалась на территории другого государства, а также учитывая факт гонений на Церковь в Советской России, епископ Таллинский Александр обратился к Вселенскому (Константинопольскому) Патриархату с просьбой принять Церковь под свою юрисдикцию.

7 июля 1923 г. Патриарх Константинопольский Мелетий IV издал Окружное послание (Томос), принимающий Эстонскую Православную Церковь (ЭПЦ) в свою юрисдикцию и дарующий ей автономию. Он присвоил епископу Александру титул митрополита Таллинского и всея Эстонии. К 1940 г. Церкви принадлежало 210.000 верующих, 3 епископа, 156 приходов, 131 священник, 19 диаконов, 2 монастыря и духовная семинария. Большинство верующих составляли эстонцы.

В 1940 г. СССР аннексировал Эстонию. Во время Второй мировой войны страну оккупировали германские войска, но в 1944 г. сюда вернулась советская власть. Митрополит Александр вместе с 23 священниками эмигрировал в Швецию. Церковное руководство, обосновавшись в Стокгольме, осталось в юрисдикции Вселенского Патриархата. Паства ЭПЦ в изгнании составляла 10.000 православных эстонцев, проживавших во многих странах мира.

После кончины в 1953 г. митрополита Александра Вселенский Патриарх назначил нового эстонского епископа Юрия (Вяльбе) главой ЭПЦ в изгнании. После его кончины в 1961 г. эстонские приходы, находящиеся в диаспоре, были переданы под управление греческих епископов Константинопольского Патриархата.

Что касается Эстонской Православной Церкви в Эстонии, то в 1944-1945 гг. она была присоединена к Московскому Патриархату Русской Православной Церкви (РПЦ) в качестве Таллинской и Эстонской епархии. Управляющим епархии с 1961 по 1990 г. был митрополит Алексий (Ридигер), нынешний патриарх Московский и всея Руси.

По требованию РПЦ в 1978 г. Вселенский Патриархат объявил Томос 1923 г., учреждавший автономную Эстонскую Церковь, недействительным. К концу советского правления русские (и русскоязычные), составляли в ЭССР большинство населения, и соответственно, большинство православного населения страны.

После распада СССР и восстановления в 1991 г. независимости Эстонии в православной среде разгорелся спор между теми, кто желал сохранить связи с Московским Патриархатом, и теми, кто хотел восстановить автономную Эстонскую Церковь под юрисдикцией Вселенского Патриархата. (См.: Русская Православная Церковь).

Поле долгих переговоров между Константинополем и Москвой соглашения достичь так и не удалось. 20 февраля 1996 г. Священный Синод Вселенского Патриархата возобновил действие Томоса 1923 г. и учредил Эстонскую Автономную Православную Церковь под своей юрисдикцией, назначив Архиепископа Карельского и всея Финляндии Иоанна местоблюстителем предстоятеля этой Церкви. Московский Патриархат отреагировал решительно и быстро: он порвал отношения со Вселенской Патриархией и перестал поминать имя Вселенского Патриарха за литургией.

В апреле 1996 г. делегации обеих сторон встретились в Цюрихе (Швейцария) и достигли по этому вопросу принципиального соглашения. 16 мая оба Священных Синода приняли рекомендации Цюрихской встречи. Соглашение допускает существование в Эстонии двух параллельных юрисдикций, причем было предложено самостоятельно решить, относиться ли им к Эстонской Церкви, находящейся в юрисдикции Вселенского Патриархата, или к Церкви, входящей в Московскую Патриархию. При этом Константинополь наложил четырехмесячный мораторий на свое решение от 20 февраля об учреждении автономной Эстонской Церкви. Оба Патриархата выразили готовность сотрудничать с эстонским правительством, с тем, чтобы все православные эстонцы могли пользоваться равными правами, в том числе, правом на собственность. В результате соглашения было восстановлено полное литургическое общение между Москвой и Константинополем, а имя Патриарха Варфоломея вновь внесено в диптихи в Москве.

Из 80 православных приходов Эстонии 50 приходов с 7.000 верующих присоединилось к возрожденной Эстонской Автономной Православной Церкви под юрисдикцией Константинополя. Остальные 30 приходов, в которых насчитывается намного больше членов (от 50.000 до 100.000) и к которым относится женский монастырь в Пюхтицах, остались в Эстонской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата.

13 марта 1999 г. Священный Синод Вселенского Патриархата избрал епископа Назианзинского Стефана митрополитом Таллинским и Эстонским.

Адрес Эстонской Православной Церкви (Константинопольского Патриархата) в Интернете

 

 


 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100