Мир религий

"Мудрец ищет всего в себе, безумец - всего в другом. "
 Конфуций    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Костел Сестер СвятыхТайн в Варшаве

   

Польша - религиозная статистика 

Религиозность населения

По данным опроса, проведенного по программе Международного ис-следования ценностей в 1995-97 гг. Польша заняла по посещаемости церквей и молельных домов 7 место из 59 стран: 55% жителей Польши посещают раз в неделю и чаще. По данным на 1990-1991 гг., храмы и молельные дома раз в месяц и чаще посещают 85% поляков (2-е место из 27 стран Европы и Северной Америки).

По доверию к Церкви Польша занимает 1 место из 23 стран Европы и Северной Америки, в которых был проведен в 1990-91 гг. опрос по про-грамме Европейского исследования ценностей: 82,6% поляков доверяют Церкви.

Во время опроса 1991 г. лишь 1,5% поляков заявили о том, что они не верят в Бога (еще 2,5% верят в Бога, но не верят в жизнь после смерти).


Религиозные организации

Господствующая религиозная организация ? Римско-Католическая Церковь (христианство в Польше принято в качестве государственной религии в 966 г. от Рима, а первое польское архиепи-скопство учреждено в Гнезно в 1000 г.).

Государство поддерживает Церковь: Польша ? единственная страна в Европе, где Церковь фактически не является отделенной от государства и школы. Польское законодательство обязывает государственное и ча-стное радио и телевидение включать в свои программы католические "библейские передачи".

В польских школах существует предмет "Религия". Его преподают с первого по последний класс. Незадолго до окончания начальной школы ( 6-й класс) сдается экзамен, который принимает священник. На экзамен выносится около 200 вопросов на знание религии, и каждый должен уметь отвечать на любой из них. Сдается экзамен совместно всеми уче-никами класса. В возрасте 7-9 лет дети принимают первое причастие (как правило, в день празднования Пятидесятницы), после чего, соглас-но традиции, они становятся полноправными членами Церкви.

Важное значение в жизни польского католика имеет церковный брак (а брак гражданский считается лишь формальностью и заключается за не-сколько дней до церковного).

После литургической реформы Второго Ватиканского Собора (1953-1965 гг.) богослужения в католических храмах Польши стали прово-диться на польском языке. Избрание в 1978 г. Папой Римским поляка Кароля Войтылы усилило влияние Католической Церкви в Польше.

На конец 1998 г. Римско-Католическая Церковь Польши имела более 34 826 770 последователей (90,1% населения).

Кроме того, в Польше имеются значительные общины старокатоликов: Польская Католическая Церковь (21730), Старокатолическая Церковь мариавитов (25655) и Католическая Церковь мариавитов (2904 верую-щих в 1998 г.).

Второй по численности является Польская Автокефальная Православная Церковь (ПАПЦ), насчитывающая 554860 приверженцев (1998 г.). Кро-ме того, в стране живут 905 старообрядцев (1996 г.).

Третье место занимают Свидетели Иеговы ? 123704 верующих.

Значительное число приверженцев имеют Украинская Греко-Католическая Церковь (110380 в 1993 г.), есть в стране и ар-мяно-католики (8000 в 1990 г.) и униаты-словаки (300 в 1990 г.)


География религий

Римо-католики составляют подавляющее большинство населения во всех воеводствах Польши.

Православные жители Польши (белорусы и украинцы) компактно про-живают в Белостокском воеводстве.

Украинские греко-католики проживают в основном во Вроцлаве, Гдань-ске, Пшемышле и Варшаве.

В отдельных деревнях Мазовецкого и Белостокского воеводств живут старообрядцы, переселившиеся сюда в XVII в.

Лютеранами являются большинство верующих немцев, часть мазуров, а также часть поляков и чехов в Тешинской Силезии и Лодзи.


Изменения в религиозной структуре населения

С 30-х годов ХХ в. в Польше начинается процесс сокращения численно-сти иудеев: если по переписи 1931 г. в Польше жили 3113,9 тыс. иудеев, из них 1210,7 тыс. оказались в советской зоне оккупации в 1939 г.

К лету 1946 г. из 1903 тыс. в Польше осталось 250 тыс. евреев. Боль-шинство еврейского населения страны погибло во время Холокоста и значительная часть покинула страну (только в 1934-37 гг. уехало 75 тыс. евреев, в 1939-41 гг. бежало в СССР свыше 350 тыс., из которых 130 тыс. остались в СССР.

Часть польских евреев ассимилировалась: в 1931 г. назвали родным языком еврейский 2732,6 тыс. человек, из них 1035,4 тыс. жили на тер-ритории, вошедшей в 1939-40 гг. в СССР; 206 тыс. евреев, живших в 1931 г. на территории Польши и называвшими родным польский язык, могли к 1945 г. окончательно переписаться в "поляки". В послевоенный период число евреев продолжало снижаться: в 1959 г. их осталось 41 тыс., а в 1995 г. ? 3,5 тыс.

По сравнению с 1960-ми гг. в 1990-е гг. сократилось число греко-католиков (с 200 до 110 тыс.), старокатоликов (Польской Католической Церкви ? с 57 до 22 тыс., Католической Церкви мариавитов ? с 4 до 3 тыс. (но в Старокатолической Церкви мариавитов число верующих даже выросло с 22 до 26 тыс.), лютеран (с 101 до 87 тыс.), методистов (с 25 до 4 тыс.), Объединенной Евангелической Церкви (с 10 до 2,5 тыс.), бапти-стов (с 6 до 4 тыс.), реформатов (с 5 до 3,6 тыс.).

Выросло число пятидесятников из Ассамблей Бога (с 3 до 19 тыс.), му-сульман (с немногим более 1 тыс. до 5 тыс.), иеговистов, кришнаитов, мормонов (с 0 в 1990 г. до 1094 в 2000 г.).

Численность православных выросла с 527 тыс. в 1960-е гг. до 555 тыс. в 1998 г.).

Прежней осталась численность караимов (200 человек в 1960-е гг.).

Численность неверующих в послевоенное время практически не изменилась.


Источники:

1. Центральный статистический комитет Польши

2.
Сайт религиозной статистики

3. Народы и религии мира. "Большая российская энциклопедия", Москва, 1999 г.

4. Настольная книга атеиста. Изд-во политической литературы. Москва, 1971 г.; она же ? 1983 г.

5. Р. Шейндлин. Летописи еврейского народа. "Крон-пресс", Москва, 1997 г.

6. Краткая еврейская энциклопедия. Том 6. Иерусалим, репринт ? Москва, 1996 г.

 

 


 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100