Rambler's Top100

Мир религий

"Есть много вер, и все несхожи.. Что значит - ересь, грех, ислам? Любовь к Тебе я выбрал, Боже. Все прочее - ничтожный хлам. "
 Омар Хайям    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31




Григорианский календарь

   

Григорианский календарь 

Погрешность юлианского календаря привела к тому, что действительное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным. Момент равенства дня и ночи переходил на все более ранние числа: сначала на 20 марта, затем на 19, 18 и т.д. В итоге ко второй половине XVI в. это расхождение составило 10 дней: по юлианскому календарю момент равноденствия должен был наступать 21 марта, а в действительности он наступал уже 11 марта. Это стало причиной дополнительных исправлений и уточнений календаря.

Неточность была обнаружена еще в начале XIV в. В 1324 г. византийский ученый Никифор Григора обратил внимание императора Андроника II на то, что весеннее равноденствие уже не приходится на 21 марта, а значит Пасха будет постепенно перемещаться на более позднее время. Поэтому он считал необходимым исправить календарь и вместе с ним расчет Пасхалий. Однако император отклонил предложение исправить календарь, полагая, что это вызовет разногласия между отдельными Православными Церквами.

На неточность календаря указывали и другие византийские ученые - Матвей Властарь и Исаак Аргир, но Византийская Церковь отказалась проводить календарную реформу. Более того, в "запаздывании" календаря Церковь видела даже некоторое преимущество, считая, что подобное расхождение только избавит христианскую Пасху от совпадения по времени с Пасхой иудейской. А их одновременное празднование строжайше запрещалось Соборными правилами.

Необходимость реформы юлианского календаря понимали и многие представители Западной Церкви. В XIV в. за исправление календаря высказывался Папа Климент VI. Недостатки календаря и неточность существующих Пасхалий были предметом обсуждения на Базельском Соборе (1437 г.), где со своим проектом выступил выдающийся философ и ученый эпохи Возрождения Николай Кузанский. В 1475 г. Папа Сикст IV начал подготовку к реформе календаря и пригласил в Рим выдающегося немецкого астронома и математика Региомонтана, но неожиданная смерть ученого вынудила Папу отложить реформу. В XVI в. вопрос о календарной реформе рассматривался на Латеранском (1512-1517) и Тридентском (1545-1563) Соборах. В 1514 г. Латеранский Собор пригласил в Рим уже известного в Европе польского астронома Николая Коперника для участия в работе календарной комиссии. Но Коперник уклонился от участия в комиссии и указал на преждевременность такой реформы, поскольку считал, что к этому времени не была установлена достаточно точно продолжительность тропического года.

К середине XVI в. вопрос о реформе календаря становится настолько актуальным, что откладывать его решение было признано нежелательным. В 1582 г. Римский Папа Григорий XIII создал специальную календарную комиссию, которой было поручено разработать проект исправленного календаря. В итоге комиссией был предложен на утверждение проект итальянского математика и врача Луиджи Лилио, преподавателя медицины в университете города Перуджи.

24 февраля 1582 г. проект Лилио был официально утвержден Папой Григорием XIII буллой ?Inter gra-issimas". Счет дней был передвинут на 10 суток вперед и день после 4 октября 1582 г. предписывалось считать не 5, а 15 октября. Этим сразу была исправлена ошибка, накопившаяся со времени Никейского Собора, и весеннее равноденствие вновь пришлось на 21 марта. Реформированный календарь получил название григорианский, или "нового стиля" .

Ко времени реформы календаря разница между старым и новым стилями составляла 10 суток. Эта поправка осталась такой же и в XVII в., так как 1600 год был високосным как по новому стилю, так и по старому. Но в XVIII в. поправка увеличилась до 11 суток, в XIX в. - до 12 суток и, наконец, в ХХ в. - до 13 суток.

Причина изменения величины поправки зависит от того, что в юлианском календаре 1700 1800 и 1900 годы являются високосными, т.е. в феврале содержат по 29 дней, а в григорианском не являются високосными и имеют в феврале только 28 дней. Для перевода юлианской даты любого события, произошедшего после реформы 1582 г., на новый стиль можно использовать следующую таблицу:






Промежутки времени (по старому стилю) Поправки (дни)
С 5 октября 1582 по 29 февраля 1700+10
С 1 марта 1700 по 29 февраля 1800+11
С 1 марта 1800 по 29 февраля 1900+12
С 1 марта 1900 по 29 февраля 2100+13
С 1 марта 2100 по 29 февраля 2200+14


Григорианский календарь не сразу получил всеобщее распространение. В католических странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Польша и др.) он был введен в 1582 г, или несколько позднее. В протестантских государствах долгое время руководствовались поговоркой, что "лучше разойтись с Солнцем, чем с Папой". Еще дольше против нового стиля выступала Православная Церковь.

В ряде стран введение григорианского календаря даже стало поводом народных волнений. Самым крупным выступлением в истории были "календарные беспорядки" в Риге в 1584 - 1589 гг. Они были вызваны указом польского короля Стефана Батория о введении нового календаря не только в Польше, но и в Задвинском герцогстве, находившемся в то время под польско-литовским господством.

В Англии введение нового календаря сопровождалось переносом начала нового года с 25 марта на 1 января. Таким образом, 1751 год в Англии состоял только из 282 дней.

В XIX в. делались попытки ввести григорианский календарь и в России, но всякий раз они терпели неудачу из-за противодействия Русской Православной Церкви и правительства. Календарная реформа была осуществлена в России в 1918 г., после установления советской власти. Но Русская Православная Церковь сохранила приверженность старому стилю.

С начала 20-х годов ХХ в. григорианский календарь был принят и большинством Православных Церквей. Однако, отмечая неподвижные праздники по григорианскому календарю, Православные Церкви продолжают пользоваться юлианским календарем при расчетах Пасхалии, принципы которой стали несколько отличаться от Пасхалии григорианской, применяемой Западной Церковью после календарной реформы.

В настоящее время только четыре Православных Церкви - Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская - продолжают целиком придерживаться юлианского календаря.

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100