Мир религий

"Не прощай себе, и тогда легко будет простить другим. "
 Талмуд    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31






   

"Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы" 

Книга Ольги Фишман посвящена тихвинским карелам-федосеевцам. Она восполняет важный пробел в наших представлениях о старообрядчестве. Обычно полагают, что старообрядцы - почти поголовно русские. Однако это не так - заметная часть карел, коми и коми-пермяков также принадлежит к различным согласиям старообрядчества.

Карелы - жители Тихвинского района Новгородской области - федосеевцы, последователи бывшего дьячка Крестецкого Яма Феодосия Васильева (1656-1711), который, по словам его Жития, "бяше муж остроты чудныя, ума скоропостижного, смысла многоплодного, яко зело мало даде сна своима очима и векома дремания. Желательнее ему бяша пищи и пития божественных словес прочитание. Сладостен бяше во утешении, разумнословесен в поучении, зело благоприятен в увещании" (с.38).

Говоря об особенностях федосеевской и других старообрядцев-беспоповцев религиозной практики, Ольга Фишман справедливо отмечает, что "богослужение, таинства крещения и исповеди, различные требы было дозволено совершать мирянам, что оформилось в "принцип учительского равенства всех членов беспоповской церкви, учительства мирян" (с.39). При этом автор утверждает, что беспоповцы отвергают таинство священства. Однако это не так. На самом деле, беспоповцы, включая федосеевцев, считают, что после раскола XVII в. в Русском Православии земные епископство и священство прекратились, но остались на небесах. Беспоповцы сохранили всю полноту древлеправославного богослужения, но без той его части, которая может быть выполнена только священством, а поэтому у них нет литургии, а в их моленных (молитвенных домах) нет алтаря (он как бы опечатан).

Стоит отметить, что принцип учительства мирян в психологическом плане, в определенном смысле, сближает старообрядцев-беспоповцев с западными протестантами, также отвергшими, но по иным догматическим основаниям, посредническую роль епископов и священников.

Автор книги пишет, что в середине XVIII в. было свыше 110 "страдальцев за старую веру" в Тихвинской Кореле - такова документально подтвержденная и ранее неизвестная "красная" страница в истории карельского федосеевства и, шире, новгородских "гарей" 18-го в." (с.49). Объясняя причины массовых самосожжений федосеевцев, Ольга Фишман отмечает, что "активная правительственная деятельность по преследованию староверов, жесточайшие физические расправы с ними, неизбежность гибели при стремлении сохранить "дедовские обыки" приводили людей к "красной смерти" (с. 49). В одной из последующих глав своей работы автор цитирует федосеевский Синодик, призывающий помянуть души "иже во градех и в селех, и в храминах каменных и древяных, и во всяких местех от огненного запаления изгоревших и от дымного чаду задохнувшихся и от угару измерших" (с.211).

Как показано в книге, в прошлом, начиная с конца XVIII в., карельские федосеевцы поддерживали тесные отношения с федосеевской общиной Преображенского кладбища в Москве. Там учились их будущие наставники, называемые карелами отче. В 18-м-первой половине 20-го вв. уровень религиозной образованности местных федосеевцев был высоким. Однако в наши дни произошло резкое падение религиозной грамотности. Во многом, по мнению автора, это - "следствие антирелигиозной политики государства в 1930-1970-е гг. (закрытие многих часовен и моленных домов; изъятие икон, крестов, книг; репрессии по отношению к наиболее образованным духовным лидерам). Для настоящего времени характерна утрата четкого конфессионального сознания: многие не знают, к какому согласию относится их община, и называют себя староверами" (с.60).

Подробно рассматривает Ольга Фишман общинную структуру карельских федосеевцев, выделяя роль отче (наставников) и книжниц (религиозно образованных женщин). В этой связи, она правильно подчеркивает, что в старообрядческой традиции "чтение книги и чувство глубочайшего уважения к ней - одна из ступеней набожности" (с.263). Наряду с лидерами, хранящими старообрядческое наследие, Ольга Фишман описывает также деятельность местных провидцев, ясновидящих, народных врачевателей и колдунов. Эта часть книги очень информативна и основана на собственных полевых материалах автора. Она рассказывает о видениях, вещих снах и прозрениях тихвинских карел, особенностях их народной медицины и случаях колдовства. Очевидно, что все это не имеет прямого отношения к федосеевству, а принадлежит к пограничной сфере народной религиозности, к тому, что в религиоведении называется "малой традицией". К сожалению, автор не проводит четкого различия между большой и малой традициями в религии, и этим иногда озадачивает читателя. Вероятно, вследствие этого, исследователь приводит не канонический текст Символа Веры, регулярно публикуемый в различных старообрядческих календарях-ежегодниках, включая беспоповские, а лишь местный вариант, приведенный одной из ее информанток (с.219). В результате у читателя может сложиться ложное впечатление, что единого Символа Веры у старообрядцев нет. Вызывает вопросы и один из заключительных выводов автора, о том, что "карельская вера" - редкостное проявление этноконфессионального единства небольшой социальной группы" (с.358). Действительно, ученый обстоятельно показывает, что именно приверженность старообрядчеству в значительной степени позволила тихвинским карелам сохранить свое этническое самосознание в преобладающей русской среде, однако также, очевидно, что местные карелы - не изолированная этноконфессия. Они были и остаются составной частью заметного среди беспоповцев федосеевского согласия, причины угасания которого связаны, на мой взгляд, прежде всего, с отказом от церковного благословения брака. В этой связи, было бы интересно проследить процесс постепенного перетекания федосеевцев в ряды поморского согласия, протекающий в различных регионах проживания беспоповцев, и особенно наглядно в Прибалтике, где многие, в прошлом федосеевские общины превратились в поморские.

Главная ценность книги в том, что это - первая за многие годы работа, подробно и внимательно рассказывающая об одной из локальных групп федосеевцев. Автор стремится сочетать в ней свой огромный полевой опыт этнолога с более широким религиоведческим подходом.


Автор рецензии Михаил Рощин

 

 


 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100